— С какими проблемами сталкиваются сегодня застройщики?
— Что касается проблем, то тут нужно смотреть глубоко. На мой взгляд, та политика, которую сегодня ведет государство по отношению к нуждам в жилье большинства своих граждан, в корне неверна. Жильё должно быть доступно, ведь это массовый потребительский товар, в нем нуждается каждый человек, это не элитарная позиция, как, к примеру, яхта или самолет, всем нужна крыша над головой. Так, во всем мире продается уже конечный продукт — люди берут ипотеку, приобретают дома или квартиры, и расплачиваются за них в течение 30−40 лет. У нас же все совсем по-другому — граждане должны вкладываться в недвижимость еще на этапе строительства, а это очень непросто. Согласитесь, немногие из белорусов в состоянии накопить сумму в $ 2 тысячи за квадратный метр честным путем, а кредит под 50% годовых и вовсе под силу лишь мошенникам. Оттого и получается, что построить жилье в столице — это весьма нетривиальная задача.
Как один из способов решения этой задачи, в этом году государство вдвое сократило планы по строительству жилья. Если ранее годовой план по г. Минску составлял более 1 млн. квадратных метров, то сегодня это 500 тысяч квадратных метров. А ведь производство строительных материалов и рынок рабочей силы на протяжении многих лет обслуживали объем в 1 млн. квадратных метров. План сократился вдвое, а, значит, пропорционально снизился спрос на стройматериалы и оборудование, масса людей осталась невостребованной, закрылось большинство небольших частных компаний, возникла цепочка неплатежей.
Еще одной весомой проблемой в строительстве жилья является возведение подземных паркингов. По законодательству каждый жилой комплекс необходимо оборудовать гараж-стоянкой из расчета одно машиноместо на каждую квартиру, что в г. Минске возможно лишь в подземном уровне. Строительство таких объектов очень затратно и совершенно не востребовано гражданами. Люди готовы парковать машины где попало, лишь бы не покупать дорогостоящие машиноместа, на строительство которых, к слову, даже нет системы финансирования. Как было раньше — застройщик получает кредит на строительство парковки и возводит ее, машиноместа не распродаются, а финансовые обязательства лежат на застройщике неподъемным грузом. Понимая это, уже сегодня банки практически прекратили брать в залог машиноместа как неликвидную недвижимость. И, если в ближайшее время государство не найдет верного решения, будь то специальные кредиты по низким ставкам или выкуп по себестоимости в коммунальную собственность и сдачу в аренду по социальным ценам, отрасль ждут печальные перспективы.
— Напряженная работа, серьезные сделки и крупные объекты требуют полной отдачи. Хватает ли времени на семью и отдых? Как проводите свободное время?