— На каком основании принимается решение об изъятии земельного участка и можно ли это решение оспорить?
— Мы принимаем решение о прекращении права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, которые в течение продолжительного времени не осваиваются или эксплуатируются не по целевому назначению, — рассказала председатель Крупицкого сельского исполнительного комитета Марина Астровка. — Если участок был выделен сельисполкомом (например, нуждающемуся в улучшении жилищных условий гражданину), то у человека есть ровно год с момента госрегистрации земельного участка, чтобы приступить к строительству дома. За месяц до окончания срока освоения мы направляем гражданину официальное предписание с требованием приступить к строительству жилого дома. Если год заканчивается в зимний период, мы идем навстречу собственникам, продлевая этот срок до конца апреля. Но если и за этот период нет целевого освоения земельного участка, а только растет бурьян, то сельисполком принимает решение об изъятии.
При этом схема изъятия достаточно прозрачна. Сельисполком направляет все необходимые документы в Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру, специалисты которого, в свою очередь, высылают гражданину уведомление об изъятии земельного участка. В уведомлении указано, что собственник может оспорить решение сельисполкома в судебном порядке в течение месяца.
Однако, как показывает практика, далеко не все граждане спешат наше решение оспорить. Кто-то, оценив свои силы, даже добровольно отказывается от участка. Чаще всего причиной этого становится отсутствие коммуникаций и инфраструктуры. Но люди должны сразу понимать, на что они идут, соглашаясь на тот или иной участок. Сельисполком вовремя направляет информацию в КУП «УКС-стройинвест Минского района» на проектирование инженерных сетей, оплачивает работы по проектированию, но само строительство, к сожалению, осуществить в кратчайшие сроки просто невозможно.
С другой стороны нередко приходилось наблюдать, как один собственник участка все никак не может приступить к строительству дома (по его словам из-за отсутствия коммуникаций), а другой, соседний с ним, уже практически построил дом под крышу. Поэтому здесь значение имеет, в первую очередь, желание и возможности самого человека, а не какие-либо внешние обстоятельства.
Итого с 2009 года мы приняли решение об изъятии 71 участка. Из них только 14 человек подали исковое заявление в суд с тем, чтобы оставить за собой право владения данным земельным наделом. И в 9 случаях суд оказался на стороне собственника земли.
— Почему, на Ваш взгляд, суд идет навстречу таким собственникам земли?
— Некоторые собственники участков поступают очень хитро: уже после уведомления начинают заливать фундамент или рыть котлован. В таком случае комиссия сельисполкома выезжает на место и проверяет, действительно ли начато освоение земли, — пояснила Марина Астровка. — В моей практике был даже один случай, когда человек после получения уведомления об изъятии пришел в сельисполком с благодарностью. Потому что самому никак не хватало мотивации, чтобы начать строить дом. И только теперь, перед решением суда он залил фундамент, тем самым приступив к освоению участка.
Но подобная благодарность — скорее исключение из правил. Был и такой случай, когда собственница в течение года на своем участке сеяла клевер и сажала картошку, и когда пришло уведомление об изъятии, была очень возмущена таким положением дел. Она писала жалобы во все возможные инстанции, даже дошла до обращения в Администрацию Президента. Судебные разбирательства тянулись не один год, но в итоге сельисполком выиграл это дело. Причина отказа бывшей собственнице проста — участок был выделен для строительства дома, а не для ведения приусадебного хозяйства. Сейчас этот земельный надел принадлежит уже другому человеку.
С другой стороны, чтобы выиграть подобное судебное дело, сельисполком должен строго следовать букве закона. Например, если мы неправильно оформили предписание об изъятии или не вручили этот документ лично собственнику (под его подпись), то это станет достаточным основанием для проигрыша в суде.
Журналист портала Realt.by решила также выяснить, что будет с участками, на которых во время изъятия уже были какие-либо постройки? На что может претендовать бывший и будущий собственник? И не станет ли это причиной развязывания так называемых «земельных войн».