О том, какие изменения произошли в законодательстве в части организации и проведения аукционов, Порталу Realt.by рассказали специалисты Минского городского центра недвижимости и Минского районного исполнительного комитета, непосредственно занимающиеся данными вопросами.
Совет министров 30 декабря 2011 года своим постановлением № 1782 внес изменения и дополнения в постановление от 26 марта 2008 года № 462, которым утвержден ряд положений, касающихся порядка организации и проведения аукционов. Новый документ разработан с целью приведения постановления № 462 в соответствие с нормами Указа Президента от 23 сентября 2011 года № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков», который вступил в силу с 1 января 2012 года.
Как нам пояснила Ольга Сенчук, начальник отдела по организации и проведению аукционов, конкурсов Минского городского центра недвижимости (МГЦН), отчасти процедура организации и проведения аукционов поменялась только в отношении тех аукционов, положения по которым утверждены постановлением Совета министров № 462. К ним, в частности, относятся 4 вида аукционов: по продаже земельных участков в частную собственность; на право заключения договоров аренды земельных участков; с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений); по продаже объектов государственной собственности и на право заключения договора аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества.
Пожалуй, самое главное новшество заключается в том, что участникам аукционов разрешили называть свою цену в отношении предмета аукциона. Теперь участнику аукциона, который после повышения аукционистом цены согласится с объявленной им ценой, но не согласится со следующей повышенной еще на один шаг ценой, предоставляется право назвать свою цену. Эта цена должна быть выше последней цены, с которой согласились другие участники аукциона. При этом участники аукциона объявляют свою цену до тех пор, пока не останется только один участник, предложивший наиболее высокую цену, который и признается победителем аукциона.
Данное новшество введено для того, чтобы исключить случаи срыва торгов, когда, например, после повышения цены на лот претендовало несколько человек (чаще всего два), а после последующего повышения цены ни один из участников не желал приобретать лот. По правилам аукциона, лот снимался с торгов.
По словам О. Сенчук, данное изменение в законодательстве не отразится на проведении аукционов, проводимых МГЦН, потому что на практике и ранее никогда не было случаев срыва торгов, да и не будет в дальнейшем. А вот что касается земельных аукционов, организуемых и проводимых Минским райисполкомом, то этого нововведения ожидали давно, причем не только организаторы аукционов, но и участники. «Данное нововведение поможет снизить напряжение, зачастую царившее на аукционах, а также обнадежить отдельных участников торгов, которые не один раз принимали участие в аукционах, но так и не смогли купить земельный участок лишь по той причине, что другие участники вели себя на аукционах непорядочно», — сказал главный специалист управления сельского хозяйства и продовольствия Минского райисполкома Александр Внучко. По его словам, например, только в прошлом году на аукционах по продаже земельных участков в частную собственность по причине срыва торгов были не проданы порядка 15−20 земельных участков. Был случай, когда цена на земельный участок в ходе торгов была поднята примерно до 700−800 млн руб., а при объявлении новой цены ни один из участников не пожелал купить участок.
Если раньше начальные цены по продаже земельных участков в частную собственность в г. Минске утверждались комиссией по организации и проведению аукционов, то сейчас они будут утверждаться решением Мингорисполкома. В этой связи, отметила О. Сенчук, аукцион по продаже земельных участков в частную собственность, запланированный на январь, перенесен на более позднее время. В то же время, рассказал А. Внучко, все аукционы по продаже земельных участков в частную собственность, запланированные к проведению в Минском райисполкоме, пройдут по графику, потому что начальные цены земельных участков и до принятия нового документа утверждались решением исполкома.
Что касается других нововведений, то, как рассказал главный специалист Минского райисполкома, изменился и размер задатка. Если ранее задаток за участие в аукционе составлял 10% от суммы лота, то сейчас он будет составлять 20%.
Кроме того, участникам аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, внесшим денежные средства в виде задатка для участия в аукционе, но не ставшим победителями торгов, деньги будут возвращаться по заявлению в течение 5 рабочих дней со дня проведения аукциона, а не с момента написания заявления, как это было ранее.
Поменялись и сроки принятия решений по предоставлению земельных участков. Если ранее решение о предоставлении земельного участка принималось в течение 10 рабочих дней после проведения аукциона, то сейчас будет приниматься в течение 10 рабочих дней с момента утверждения протокола аукциона, то есть фактически со дня проведения аукциона.
Важным изменением в законодательстве является и то, что сейчас сельскому исполкому не надо будет принимать решение о предоставлении земельного участка победителю аукциона или единственному участнику аукциона. Теперь зарегистрировать участок и права на него можно будет на основании решения райисполкома об изъятии и предоставлении земельного участка и протокола аукциона.
Realt.by Недвижимость