«Если раньше выводили из жилого фонда в нежилой для магазинчиков, то сейчас наоборот»
— Но есть сегмент коммерческих помещений, который сейчас находится в упадке. Это так называемые «магазинчики или кафешки у дома», — рассказала Татьяна Рудницкая. — В Могилеве есть всего несколько улиц, где пешеходный трафик высок, и там эти маленькие магазинчики более-менее процветают. Есть еще ювелирные сети, которые отчасти заполняют эту нишу. Горожанину просто удобно при выборе украшений зайти во все ювелирные магазины, если они расположены на одной улице. Здесь свою роль играет близость к центру города и остановке общественного транспорта.
Все остальные ушли в торгово-развлекательные центры, где большое скопление людей. Там можно легко припарковать автомобиль, приехать всей семьей, выбрать товары для всех из большого перечня самых разных магазинов. Поэтому востребованность помещений «у дома» падает (если это не топовые места в центре города). Да и так называемые «топовые» места часто наработаны постоянными арендаторами, которые работают на этом месте уже десятилетиями и приучили потребителя к себе. Но, как показывает практика, если эти площадки освобождаются, то они очень трудно заполняются. Как итог — если раньше выводили из жилого фонда в нежилой для этих магазинчиков, то сейчас наоборот.
Даже продажа коммерческой недвижимости сейчас проходит с трудом. Бывает, что продается объект с арендатором, но покупатель перед сделкой все равно постарается максимально все разузнать: что за арендатор, насколько у него стабильный бизнес и сколько он платит. Никто не настроен на окупаемость в 20 лет, молодые бизнесмены хотят вернуть деньги не позже, чем через 7 лет.
В перспективе люди привыкнут к формату бизнес-центров окончательно, и они рано или поздно поглотят все магазинчики у дома.
Единственный сегмент, который кое-как закрывает рынок коммерческих площадей «у дома» — маленькие кофейни. Их сейчас в Могилеве действительно много, особенно там, где есть пешеходный трафик. Именно кафешки заменили магазины одежды, которые, в свою очередь, перешли в крупные ТРЦ.