Игорь Рассохов, аттестованный риэлтер агенства недвижимоси «Час Пик»:
— С точки зрения доходов и потребительской корзины люди в кризис начинают жить хуже. Но благодаря падению цен на дорогие товары (автомобили и недвижимость) они получают возможность приобрести что-то, что еще недавно им было не по карману. В этот кризис никто не сменил старую иномарку на еще более старые жигули, но многие купили автомобиль поновее. Молодеет парк автомобилей — молодеет категория востребованного жилья. Многие люди имели сбережения, которых до кризиса не хватало на улучшение жилищных условий, переезд в более новое или более статусное жилье. А по мере приближения к ценовому дну — стало хватать.
Кроме того, большинство людей, которые раньше приобретали квартиры в новостройках, при необходимости разъезда или расширения вновь хотят переехать в дом поновее. Они не готовы отказаться от тех преимуществ, которые дают новостройки: хорошие планировки, новые коммуникации, высокий социальный статус соседей и прочее.
Имея в распоряжении $ 35−40 тыс., люди предпочитают разное жилье: и новостройки, и старый жилой фонд, а вот с увеличением суммы их предпочтения смещаются в сторону более современных квартир. На ул. Кульман есть знаменитый дом «Доллар». Когда-то он был очень престижным местом для жизни, а теперь, под давлением большого количества современных предложений-конкурентов, его уникальность практически сошла на нет, и разница в цене между этим некогда престижным домом и обычным типовым жильем тех же лет постройки тоже существенно снизилась.
Не думаю, что ценовое расслоение будет носить глобальный характер. Оно будет продолжаться, но очень медленно и неощутимо, ведь по мере снижения цен на «хрущевки» и удорожания «каркасников» покупатели начнут «перетекать» туда, где дешевле.