— Вообще, найти место для какого-то ночлега здесь можно и за $ 20, но это будет клетка с нарами в стиле «4 квадратных метра на 8 человек» с туалетом на улице в виде дырки. Более-менее что-то приемлемое ближе к развитой городской инфраструктуре, но подальше от центра начинается от $ 200 в месяц. Нужно понимать, что здесь нет единых стандартов. Варианты очень разнообразные и я бы даже не взялся их классифицировать привычным нам образом. Например, сами пакистанцы вообще не любят солнце прямо на каком-то генетическом уровне. Дорогие дома в самых престижных районах на земле за миллионы долларов с собственными фруктовыми садами, барбекю террасами и искусственным ландшафтом включая цветники и прудик могут оказаться вообще без окон! То есть, с наружи окна будут, внешне дом будет выглядеть обычно, вполне современно и даже буржуазно. Но внутри то же самое окно окажется наглухо зашитым каким-нибудь встроенным шкафом. Любые источники солнечного света в пакистанском доме наглухо завешиваются и задраиваются. Это все действительно очень непривычно.
Какое-то отдаленное понимание таких нюансов приходит с опытом жизни здесь, но изначально всё нужно смотреть, изучать. И даже в части стоимости можно и нужно договариваться индивидуально. Нет, не торговаться. Торговаться пакистанцы как раз не любят. Ничего похожего на турецкий базар тут не пройдет. А вот объяснить, обосновать, чисто по-человечески понравиться хозяевам — это работает прекрасно.
Когда обращаешься к профессиональному риелтору, избавляешь себя от сотен затяжных звонков. Опытные профессионалы не будут мучать десятками бессмысленных осмотров. Мой вариант был третьим из вполне достойных предложенных, который меня сразу же устроил (скидка, которую у мадам «генеральши» заполучили мои местные парнёры-консультанты из отставных же военных, безусловно, максимально способствовала оперативности решения). Кроме того, есть такой нюанс, что договор аренды заключается также через риелтора с указанием оного как одной из сторон. И если возникают претензии по части исполнения договора — риелтор обязательно участвует в разрешении спора как официальный досудебный арбитр. Общая стоимость его услуг — месячная сумма аренды, которую я с хозяевами делю пополам. Кстати, моим обязательным критерием подбора жилья было наличие больших светлых открытых окон. И я знал, что это будет сложная задача для моего риелтора.
Если 10 лет назад в Пакистане мало кто знал, что такое квартира (апартаменты — в местной терминологии), то сегодня этот рынок стремительно развивается. В Исламабаде строят в основном малоэтажные многоквартирники — сказывается расположение города в зоне повышенной сейсмической активности. Осваиваются близлежащие пригороды на гималайских склонах. Удивительно, но студия в горах в многоквартирном кондоминиуме, посреди кедрового леса с волшебным видом на горные склоны, причем добраться туда из центра занимает не более 40 минут по прекрасному серпантину, так вот стартовые цены на вариант с отличным видом и инфраструктурой — $ 35 тыс. А, например, дом, в котором я живу, оценивается минимум в $ 2 млн. исключительно за счёт престижности столичной земли.
Появляются в Исламабаде и небоскрёбы мирового уровня. Например, комплекс Centaurus, в составе которого помимо жилых апартаментов есть торговый и развлекательный центры, гостиница, рестораны, бассейн с сауной, подземная парковка и так далее. Кстати, Centaurus спроектирован архитекторами бюро WS Atkins, известного своим флагманским «парусом» Burj Al Arab в Дубаях. Стоимость квартир здесь легко перешагивает за $ 1 млн., при этом аренда студии доступна за $ 700, однокомнатные апартаменты с изолированной спальней — от $ 1000.
Кстати, нижние этажи там стоят дороже, чем высокие видовые. В Пакистане, как вы уже понимаете, нет фетиша на вид из окна, плюс, они не привыкшие к жилью на высоте и ненавидят солнце. Какой смысл иметь виды на простирающиеся в бесконечные дали гималайские гряды с их рассветами и закатами, на радуги под грозовыми облаками, на танцующие в знойном раскалённом воздухе кедровые пущи; если окна всё равно всегда и везде наглухо задраены? Зачем жить где-то там забравшись на верхние этажи небоскрёба, только если не из экономии? Нижние же стоят дороже. Всё очень логично и абсолютно понятно. Или, например, в деловой части города офисные центры как правило имеют зеркальные панорамные окна, хорошее кондиционирование изнутри. Смотрится всё абсолютно современно. Но и эти окна будут наглухо занавешены изнутри. Чтобы ни одного солнечного лучика не приникало.
Здесь нет традиционной ипотеки, но квартиру можно купить в долгосрочную рассрочку от самого застройщика. Банковская сфера здесь вообще не похожа на нашу так как руководствуется нормами регулирования «исламского банкинга», что сама по себе есть тема весьма обширная. В двух словах не объяснить. Здесь традиционно люди скорее не будут хранить деньги в банках. Всего 16% населения в принципе имеют банковский счет, проникновение пластиковых карточек, например, — менее 4% от населения.