— Как-то в наше агентство по рекомендации знакомых обратился военнослужащий из очень уважаемого силового ведомства — хотел продать квартиру в Шабанах. Я поручила показы квартиры этого клиента своему стажеру. И после того, как на квартиру нашелся покупатель, собственник изъявил желание расторгнуть договор. Это был тот самый случай, когда покупатель уговорил заказчика оформить сделку в обход агентства.
Но у моей ученицы были все акты осмотров — их было порядка 10 штук. Я позвала собственника в агентство и предложила подсчитать, какую сумму он должен возместить в случае расторжения договора за уже оказанные услуги, включая показы и организацию рекламы, плюс неустойку по расторжению договора ранее срока. А потом вместе с ним подсчитала процент, который он заплатит в случае продажи квартиры через агентство за полный пакет услуг «под ключ».
Разница была около $ 200. Я объяснила, что если он решит их сэкономить, то расчет с покупателем будет производиться «на коленке», что ему самому придется тратить время, собирать и оформлять документы, описала другие гипотетические и не очень риски. В течение доброжелательной беседы собственник все взвесил и передумал расторгать договор. В итоге сделка была оформлена в агентстве с этим же покупателем и комиссией с обеих сторон.
Для того чтобы защитить себя и свое агентство от работы «в пользу благотворительности», нужно вникать в истинную мотивацию людей. Если я вижу, что клиент не мотивирован продать свой объект в короткий срок, или доверительные отношения не складываются, что в конечном итоге чревато риском выполнения мною работы без вознаграждения, я с ним просто не работаю. И тут не важно, идет ли речь о коттедже в Тарасово или об убитой «хрущевке». Люблю работать с успешными по жизни клиентами, они, как правило, с удовольствием готовы платить за профессионально выполненную работу. Я таких собственников особенно ценю, и, слава Богу, мне на них везет.
Однажды я продавала трехкомнатную квартиру на Пулихова. Собственник жилья, сотрудник белорусского посольства, пришел в агентство по звонку на моем дежурстве. С первой встречи между нами установились доверительные отношения. Деловые, но доверительные.
Квартира была элитной, около 100 кв. м, выставлена за $ 245 тыс. На продажу этой квартиры я потратила 4 месяца: начиналось лето, «вялый» рынок, да еще и сумма немаленькая, не у всех есть деньги на такое жилье. Вскоре нашелся клиент, который готов был купить эту квартиру всего на 5 тысяч дешевле, что для такой сделки — несущественный торг. Но на показе он этого не сказал. Он вернулся к собственнику позже, позвонил в домофон и предложил купить квартиру в обход агентства, мол, «это нам обоим будет дешевле». Все это я узнала от самого клиента, который тут же мне позвонил и сказал: «Леокадия, это — непорядочный покупатель. Я не хочу с ним иметь дело ни за какие деньги».
Мне и возразить-то было сложно! Клиент имеет полное право не продавать свою квартиру тому, кто первый согласился ее купить. И все же я попыталась его отговорить, ведь сумму-то предлагали хорошую. Но продавец был непреклонен: «Я не хочу иметь дело с непорядочными людьми». В конечном счете пришли покупатели, которые приобрели объект с удовольствием, небольшим торгом и благодарностью агентству в виде полной комиссии.