— Если говорить про покупательскую способность и рынок в целом, то за последнее время спрос на дома сильно упал, строительный сектор в экономике «просел» во всех сегментах, в т. ч. в индивидуальном. Кризис «стройки» начался еще в 2015 году, с тех пор сектор сокращается на 30−40% в год. Мы тщательно анализируем рынок, чтобы понимать как корректировать стратегию, изучаем потребности клиента, проблемы клиента, с которыми он может в стройке столкнуться, а мы их с него снимаем. Иногда нам трудно доказать на переговорах клиенту, что наши действия и наши услуги предотвратят худший ход событий, если клиент будет реализовывать проект самостоятельно. Но те кто слышит наши доводы затем остаются благодарными клиентами, те кто нет — нужно спросить у них (были случаи к нам возвращались и просили исправить ситуацию). Мы практически потеряли «среднего» покупателя, остались только «бедные» и «богатые». Если уже и обращаются в студию, то за коттеджем не менее 200−300 «квадратов».
Вместе со спросом падают и цены на недвижимость и это еще не дно: 2017 год покажет следующий уровень дна. Сценариев перемен может быть много, но основная надежда, если экономика России, а потом и наша, «пойдет в гору», это при условии, что у нас с ними останутся хорошие отношения. Что касается самих цен, то, на мой взгляд, загородная недвижимость Беларуси сильно переоценена. Рынок упал, цены просели, а дома все равно стоят неадекватно дорого. Люди пытаются экономить на услугах, материалах — а вот этого как раз делать категорически нельзя. Тендеры — бич кризиса. Основным критерием при выборе подрядчика по-прежнему остается цена, которую лучше рассматривать в последнюю очередь, изучив до этого портфолио, отзывы, реализованные проекты, персонал, квалификационные требования, побывать в офисе компании и только потом открывать конверт с ценовым предложением. Все выбирают подешевле, забывая, что дешево и качественно — антиподы.
Мало того, интернет изобилует фирмами-однодневками, предоставляющими услуги архитекторов и строителей. Я многих из этих ребят знаю лично — у них не то, что опыта и образования, у них даже сертификатов на работу нет. Клиенты видят красивый сайт, нанимают так называемых специалистов, а потом мучаются. Молодые фирмы набивают «шишки» за ваш счет. Мой совет: не доверяйте словам — проверяйте сертификаты (все работы сертифицируются в обязательном порядке), читайте отзывы, смотрите реализованные проекты, в свидетельстве указана дата создания компании… 2−5 лет компании, это не серьёзно, посмотрите, считайте деньги, но не экономьте на том, что должно простоять 80−100 лет, привносить в вашу жизнь комфорт и удовлетворение, а не проблемы и денежные затраты — к сожалению, нечестных игроков в нашем бизнесе полно.