О том, как именно будут выявлять и наказывать нарушителей, пока непонятно, поэтому говорить открыто на эту тему специалисты не спешат. Realt.by удалось поговорить с инженером одной из известных столичных организаций. По понятным причинам имен не называем.
— В некоторой степени этот документ, конечно, ожидаем, удивляют лишь короткие сроки и жесткие меры. В 2014 году коммерческие организации уже пережили волну прессинга. Сегодня нас пытаются задавить вновь. Занятно и то, что официальных документов о решении Совмина мы не получали, хотя 1 июля уже позади… Но даже это ерунда, главная проблема — последствия.
Если посмотреть на развитие данной ситуации глобально, то в стране возможно два пути развития событий. Первый: проектные организации начнут покупать оборудование, лицензии и сертификаты. Пусть не лавинообразно, но систематически. Жестких карательных решений не будет, рынок урегулируется. Так было бы в Европе.
Чем это чревато для рынка Беларуси? В первую очередь, удорожание проектирования. Уже как следствие — удорожание строительства и цены квадратного метра. Потребитель же не готов переплачивать за квадрат и $ 10, а суммы будут вращаться очень приличные.
К примеру, стоимость обычного пакета услуг AutoCAD обойдется организации в несколько тысяч долларов. Никаких скидок, никаких подвижек. А ведь профессиональные проектные компании используют далеко не один пакет инструментов, это комплекс программ из 5−6 продуктов. В итоге получаются внушительные суммы, которые не могут не повлиять на стоимость квадратного метра.
Однако в нашей стране более ожидаем другой вариант. И с этим согласится большинство моих коллег. Повторюсь, что преимущественная часть организаций и даже государственные институты используют «серые» программы. Даже если в институте легализованы два рабочих места, это же не значит, что все остальные 50 проектировщиков сидят без дела…
Скорее всего, в первое время закон проигнорируют. А что делать? Суммы лицензионных программ — неподъемные. После реформ 2014 года в профессиональном сообществе бытует мнение, что нас истребляют как класс: урезали стоимость работ, ужесточили контроль, серьезно увеличили объем работы. Все как в поговорке: «миску отодвинули дальше и цепь укоротили»…
Для сравнения: ранее стоимость проектных работ равнялась 8−10% от цены объекта. И следует понимать, что это не чистый гонорар инженера, а возможность обучения персонала, покупки нового оборудования и тех же лицензионных программ. Сейчас все компании работают если не в убыток, то по крайней мере в ноль. Денег хватает разве что покрыть картотеку, заплатить налоги и все. Вопрос: за что покупать дорогостоящее оборудование? За какие деньги обучать специалистов?
Начиная с 2014-го вектор сдвигается в сторону государственных организаций, дабы они не вымерли вовсе. Однако никто не задается вопросом, почему они в таком плачевном состоянии. А ведь все просто: огромные площади, неликвидное оборудование, отсутствие управленца. Есть золотое правило: если хочешь, чтобы человек работал изо всех сил — дай ему собственность. Так как государственное — ничье, руководители не мотивированы на достижение высоких результатов. Почему коммерсанты живут лучше? — заинтересованный руководитель, мало площадей, гибкие взгляды, креативные специалисты, современное оборудование. Все настроено на то, чтобы получить хороший продукт, быть лучше остальных.