Современное техническое обслуживание жилых домов: от пожаробезопасности до видеонаблюдения в миниполисе «Каскад». Стоимость услуг такая же, как и у ЖКХ
Современный многоэтажный дом сегодня — это не просто стены и крыша, это еще и большое количество инженерных систем. Каждый день мы поднимаемся на лифте, включаем свет и воду, пользуемся компьютерами и домофонами. Мы не задумываемся об их работе до тех пор, пока что-то не сломается. Как функционирует и справляется с поломками сложный организм под названием «дом», мы оценили на примере миниполиса «Каскад», в котором уже построено более 1800 квартир и введено в эксплуатацию 4 паркинга. Все они находятся под пристальным наблюдением компьютерной системы, которая получила название «система автоматизации и диспетчеризации». Она создана и внедрена в эксплуатацию застройщиком «Каскада» группой компаний «ЮНИВЕСТ-М» и является уникальной не только для Минска, но и для всей республики.
Главный инженер унитарного предприятия по оказанию услуг «Миниполис-Сервис» Дмитрий Булочкин отводит нас в «сердце» миниполиса — диспетчерскую, из которой осуществляется наблюдение и управление всеми инженерными системами миниполиса «Каскад» круглосуточно.
На одном из мониторов осуществляется видеонаблюдение всех общих зон жилого комплекса. Диспетчер может выбрать в меню любой подъезд любого дома и посмотреть, что там происходит в данный момент. Также камеры установлены и вокруг домов, в лифтах и в паркинге. Если вдруг возникают какие-то спорные ситуации, например, произошло ДТП, на видеозаписи будет видно, кто прав, а кто виноват. Записи хранятся в течение 21 дня.
Следующий монитор показывает диспетчеру работу лифтов во всех домах «Каскада». Если любой из них по каким-то причинам вышел из строя, на экране сразу же появится оповещение о проблеме.
На третьем экране — схема подземно-наземной гараж-стоянки. Чтобы зайти или въехать в паркинг, нужна электронная карточка, которая есть только у владельцев или арендаторов парковочных мест — чужой на паркинг не зайдет. Каждая карточка — именная. В диспетчерской видно, кто и когда входил, выходил или въезжал и выезжал из паркинга.
Отметим, что в паркинге все автоматизировано: датчики движения, открытие и закрытие ворот. Примечательно, что месяц аренды одного парковочного места здесь стоит 800 000 рублей — весьма доступная цена.
— Вообще, система видеонаблюдения устанавливалась не с целью слежения за безопасностью. Здесь нет огороженной территории и т. д., однако если произойдет кража или еще что-то подобное, то мы все это увидим и своевременно примем меры.
Система диспетчеризации предупредит и о пожаре. На каждом этаже установлены пожарные датчики. Если один из них срабатывает, то сигнал сразу же поступает в диспетчерскую. Вся противопожарная система работает в автоматическом режиме: срабатывает звуковая сигнализация, голосовое оповещение о пожаре, включается система дымоудаления, лифты автоматически опускаются на первый этаж, в них открываются и затем блокируются двери, — рассказал Дмитрий Булочкин.
Отдельно хотелось бы рассказать о поквартирных счетчиках учета холодной и горячей воды. Для Республики Беларусь они уникальны. Все они компьютеризированы и объединены в одну систему. Любой счетчик имеет связь с центральным сервером, то есть диспетчер может отслеживать работу и показания всех счетчиков. При этом у собственников жилья отпадает необходимость ежемесячно снимать и подавать в бухгалтерию показания своих приборов учёта. Результаты обработки данных передаются в бухгалтерию товариществ собственников для начисления платежей за коммунальные услуги. С помощью этой системы можно отследить историю пользования водой до секунды и литра по каждому конкретному крану в квартире. Мы можем, не заходя в квартиру, понять, есть ли скрытые протечки воды, и не забыл ли хозяин закрыть кран, отправляясь на работу.
Кроме этого, отслеживается работа системы теплоснабжения домов. В режиме реального времени возможно проконтролировать параметры функционирования теплоузлов в составе системы отопления и горячего водоснабжения дома.
К слову, только в одном доме миниполиса «Каскад» длинна труб системы отопления имеет протяженность 46 км, горячего и холодного водоснабжения 11 км, протяженность кабелей системы электроснабжения 14 км.
А еще есть связь, интернет, домофонная система… Все они требуют пристального внимания человека.
Диспетчерская работает круглосуточно. Специалисты трудятся здесь посменно по 12 часов. Не бывает такого, чтобы диспетчерская была пустая. Кроме того, чтобы следить за инженерными системами, диспетчер постоянно взаимодействует с жильцами, принимает их замечания.
К устранению технических неполадок в работе инженерных систем «Каскада» привлекают службы в зависимости от возникшей проблемы. А вот за техническое обслуживание в «Каскаде» отвечает «Миниполис-сервис». Обслуживающая компания была создана самим застройщиком. Под ее контролем находятся системы, обеспечивающие бесперебойное снабжение жителей «Каскада» водой, теплом, электричеством. Кроме этого осуществляется обслуживание систем вентиляции, внутренней системы канализации и водостоков.
— Услуги нашей компании стоят столько же, сколько и в ЖЭС, — отмечает главный инженер «Миниполис-сервис». — Оплата осуществляется вместе со всеми коммунальными платежами. Товарищества собственников жилья приняли решение, что следить за работой всех инженерных систем в миниполисе будет наша компания. Между нами заключены договоры на оказание услуг.
Фото: Феликс Сиваков