— То, о чем говорилось многие годы, наконец-то трансформировалось в нормативный документ. Коммерческие застройщики не раз отмечали, что trade-in с автотранспортом ничем не отличается от системы trade-in с недвижимостью. И всегда возникал вопрос — почему у нас до сих пор такая схема не работает? Сейчас же мы наконец-то получили правовой документ, в рамках которого застройщик может законно устанавливать отношения с тем, кто готов сменить свою старую квартиру на квартиру в новостройке. Новое постановление — необходимая защита, в рамках которой разработаны методические рекомендации и инструкции, перечислены конкретные действия, что гарантирует безопасное заключение сделки для обеих сторон.
Сейчас у населения денег не хватает, кредитования нет, и в ближайшее время не будет. В связи с этим, я надеюсь, что застройщики примут механизм trade-in как один из способов снижения падения продаж на рынке новостроек. Даже в сложный период, сделки по квартирам маленьких площадей идут — одно- и двухкомнатные квартиры люди продают, приобретая жилье в новостройках. Сегодня для многих продажа старого жилья — единственный способ улучшить свои жилищные условия. Система trade-in позволяет приобрести новую квартиру фактически по цене старой. Квартиры продаются по цене готового жилья на вторичном рынке, новое жилье приобретается по цене новостроек на уровне котлована.
Схема trade-in проста: застройщик, принимая квартиру покупателя в зачет новостройки, в последующем выставляет ее на продажу. В итоге сделки застройщик получает дольщика и возможность превратить готовую ликвидную квартиру маленькой площади в деньги для продолжения финансирования процесса строительства. Дольщик, в свою очередь, получает возможность не вникать в процесс продажи недвижимости и поиска покупателей, фактически поменяв свою старую квартиру на новую большей площади.
Простой пример — небольшая квартира 33 кв. м в среднем на рынке стоит порядка $ 50 тысяч, с учетом $ 1500 за «квадрат». Новостройка 45 кв. м на стадии котлована в новом панельном доме стоит $ 1200 за квадратный метр, что в сумме дает $ 54 тысячи. Итого получается, что разница между старой квартирой 33 кв. м и новой 45 кв. м составляет всего $ 4 тысячи. Конечно, стоит брать во внимание издержки: отделка в новостройке обойдется дольщикам порядка $ 7 тысяч, аренда жилья в течение примерно года — еще $ 4,5 тысячи. Однако, уже спустя год, доплатив $ 11—15 тысяч, вы сможете вселиться в новую квартиру.
Как и на рынке автомобилей, trade-in один к одному не делается. Нельзя продать застройщику квартиру по рыночной цене. В сумму должны быть заложены некоторые потери, которые застройщик понесет от уплаты налогов после отчуждения недвижимости, принятой в зачет. Налоговая нагрузка зависит от формы собственности, если организация работает на упрощенной системе, налог составит порядка 5% от совершенной сделки. В случае если организация на полной системе налогообложения, то налог может достигнуть и 30%.
Соответственно застройщик приобретает квартиру в зачет не по условиям рынка, а ниже на 20—30%. Конечно, не каждый дольщик пойдет на эти условия, некоторые попытаются продать недвижимость самостоятельно. Trade-in стоит понимать как дополнительный инструмент для возможности финансирования участия в долевом строительстве. Если покупатель захочет отдать старое жилье в зачет нового, придется уступить, компенсировав издержки, которые понесет застройщик. Сумма эта может варьироваться — если застройщику очень нужны деньги, то размер дисконта будет ниже, если продажи идут хорошо — дисконт будет больше.
Пресс-секретарь, аналитик группы компаний «ТАПАС» Александр Ванкович: