Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Регистрация

Гарантийный срок на объекты увеличен до 8 лет. Благо для одних превратилось в головную боль для других?

24.10.2013 2 3637

Елена Масловская, Елена МАСЛОВСКАЯ

В текущем году гарантийный срок на объекты увеличивался дважды. Сначала с 2-х до 5-ти лет, а затем и вовсе до 8 лет. Готовы ли застройщики работать по новым правилам? Что нужно сделать, чтобы застройщик смог обеспечить 8-летний гарантийный срок? Насколько он правилен и выполним?

Эти и другие вопросы журналист портала Realt.by обсудила c Юлией Козловской, заместителем директора СП «Промекс» ООО.

Наше обращение в СП «Промекс» ООО было обусловлено тем, что данная организация уже более 8 лет работает на одной минской строительной площадке, обремененной большим сносом, и строит жилой комплекс «Изумрудный». Он расположен в границе квартала Воронянского — Авакяна — Быховская — Радищева. За время своей работы строительная компания накопила не только большой опыт по строительству жилых домов, но и по их техническому обслуживанию. По сути, в этой организации гарантийный срок уже давно не ограничивается двумя годами.

— Юлия, требования к застройщикам постоянно ужесточаются. Так, новым указом о «долевке» № 263 гарантийный срок на сданные в эксплуатацию объекты увеличен в 2-х до 5-ти лет. Немного позже постановлением правительства на принятые объекты и выполненные строительные работы он увеличен и вовсе до 8 лет. Как Вы относитесь к увеличению гарантийного срока? Сможет ли застройщик его выполнить?

— Данное нововведение нас не напугало. Прошло 7 лет после сдачи в эксплуатацию нашего первого дома. Но мы и сегодня не отказываем жильцам и товариществу собственников в устранении каких-либо проблем в его эксплуатации. Поэтому ничего страшного в увеличении гарантийного срока я не вижу. Думаю, что данное нововведение будет стимулировать качество строительства, повышать ответственность застройщиков, усиливать их контроль за работой подрядчиков и субподрядчиков. Дефекты в основном возникают по причине некачественной работы подрядных организаций. Подрядчик выполнил свою работу, получил деньги и ушел на другую стройку. Всю ответственность за качество строительства несет перед жильцами застройщик.

— Насколько я знаю, в настоящее время механизм взаимоотношений между заказчиком (застройщиком) строительства и подрядной организацией пытаются закрепить на законодательном уровне?

— Уже сейчас в рамках договорных отношений можно предусмотреть механизм, чтобы подрядчик возвращался на стройку по первому требованию застройщика и выполнял свои обязательства в случае выявления каких-либо недоделок.

В договорах строительного подряда, например, можно предусмотреть особые условия по порядку расчетов: когда 10% от стоимости выполненных работ подрядчик получает не сразу после выполнения работ, а после того, как квартиры в жилом доме приняты дольщиками. В процессе работы мы столкнулись с тем, что после окончания работ и полного расчета подрядчики не хотят возвращаться на стройку. Устранять недостатки приходится застройщику, часто за свой счет.

Если застройщик не может привлечь к устранению недостатков подрядчика и не способен собственными сделать это собственными силами, он вынужден обращаться за услугами в другую строительную организацию, которая выполнит эти работы за дополнительные деньги. Застройщику, если он намерен работать на рынке долго, необходимо сохранять свою репутацию. Решать проблемы в судебном порядке — достаточно долго, сложно и дорого. Ведь на жалобы жильцов надо реагировать сразу.

— Получается, что основные дефекты в доме возникают по причине некачественной работы подрядчиков и субподрядчиков?

— Не только. Они могут возникать и по причине некачественных материалов, ненадлежащего контроля за работой подрядной организации со стороны застройщика. Одной из причин возникновения дефектов может стать неправильная эксплуатация домов.

— В таком случае скажите, какие нарушения при эксплуатации дома могут привести к серьезным дефектам?

— Причиной возникновения самых серьезных проблем и дефектов являются несанкционированные перепланировки в квартирах и вмешательство в инженерные системы дома. Например, жилец одной из квартир демонтировал блок управления теплом. Это привело к сбою в работе всей системы. В квартирах других жильцов стало холодно.

По действующему законодательству наказать виновного и заставить его вернуть все в первоначальное состояние практически невозможно. Товарищества собственников не редко устраняются от решения подобных проблем. Решать все вопросы приходится в суде.

— Вот мы плавно и подошли в нашей беседе к сложному вопросу: роли товариществ собственников и взаимоотношениям между застройщиками и товариществами собственников. Как они должны строиться?

— Когда товариществом собственников руководит грамотный и ответственный человек, тогда у застройщика практически не возникает никаких проблем. Все вопросы, связанные с эксплуатацией дома, решаются на уровне товарищества.

Но на практике есть немало примеров, когда к руководству товариществом приходят люди, совершенно не владеющие ни вопросами строительства, ни вопросами эксплуатации жилищного фонда. Любые недостатки, которые проявляются при неправильной эксплуатации дома, они пытаются списывать на застройщика.

Как правило, в любом товариществе собственников есть в штате сантехник, слесарь, электрик. Но при эксплуатации дома возникает потребность и в специалистах узкого профиля, которые должны контролировать работу системы отопления, заниматься наладкой оборудования и т. д. Однако далеко не все товарищества собственников имеют в штате таких высококвалифицированных специалистов. Желание эксплуатирующей организации сэкономить увеличивает риск неправильной эксплуатации инженерных систем с выходом их из строя.

— И где же выход?

— До недавнего времени мы, как строительная организация, имеющая в своем штате всех высококвалифицированных специалистов, обсуждали с товариществом собственников вопрос создания эксплуатирующей организации. Мы готовы были оказывать услуги жильцам наших товариществ, что, собственно, делаем и сейчас.

Конечно, для нас, как строительной организации, это был бы не самый легкий путь. Но зато это позволило бы нам быть уверенными в том, что инженерные системы домов обслуживаются хорошо. А значит, никаких бы проблем с 8-летним сроком их обслуживания не возникало. В настоящее время этот вопрос отпал сам собой.

До тех пор, пока мы будем работать на этой территории, нам придется помогать товариществам и жильцам и выполнять не свойственную для застройщиков работу. Возможно, наши товарищества выберут свой путь обслуживания домов: заключат договоры с ЖЭСом или будут работать на основе трудовых договоров со специалистами. Однако, какой бы путь они не выбрали, обслуживание домов должно вестись на самом высоком уровне.

— Сможет ли застройщик, который, к примеру, в отличие от вашей компании не работает на одной площадке много лет, выполнять свои гарантийные обязательства? То есть если он пришел, построил за 1−2 года дом и ушел. Или еще хуже — прекратил свою деятельность или обанкротился?

— Гарантийный срок на объект и строительные работы — это не гарантийный срок обслуживания дома. Это первое.

Второе. Расчет ведется на то, что на рынке останутся работать только состоятельные компании, проработавшие не один и не два года. Их не очень много. Они все на слуху, и мы их хорошо знаем. Эти застройщики строят очень много и уже давно фактически несут гарантийные обязательства, не ограничиваясь 2 годами. Теперь они будут выполнять их в рамках законодательства. Но у застройщика должны быть не только обязательства, но и права. Механизм взаимоотношений между сторонами должен быть понятным и четко регламентированным.

Есть что сказать?
Читать:

Эксклюзив Realt.by

Витрина

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

Лента новостей