Какие документы нужно собрать для перепланировки квартиры?
— Оформление любой перепланировки в нашей стране работает по принципу «одно окно», — пояснил сотрудник одного из столичных агентств, специализирующийся на перепланировках. — Однако процесс это очень не простой и достаточно хлопотный. Потому как для того, чтобы собрать все необходимые документы и дойти до этого самого «окна», придется серьезно потрудиться.
Первое, что необходимо сделать, — четко для себя решить, что в итоге из квартиры должно получиться. Чаще всего для этого необходимо нарисовать примерный план-схему. Очень важно перед тем, как заплатить дизайнеру за этот самый план, поговорить с проектировщиками. Потому что иногда то, что хотят сделать заказчики, и то, что разрешат сделать — «две большие разницы», как говорят в Одессе.
Одобренный проектировщиками план-схему нужно согласовать с товариществом собственников, если таковое имеется. Там же нужно будет взять копию лицевого счета. И только после этого, прихватив с собой оригиналы документов на квартиру (технический паспорт и правоустанавливающие документы) и все вышеперечисленные бумаги, можно обращаться в службу «одно окно» Администрации своего района. Однако в некоторых районах сразу требуют еще один документ — письменное согласование плана с районным архитектором.
После «одного окна»
Исполком, в зависимости от объема работ по квартире, либо дает разрешение на проведение работ, либо отправляет на разработку проекта. Есть ряд незначительных работ, которые не требуют детальной разработки проекта. Например, снос не несущих перегородок и тех стен, которые не затрагивают инженерные сети.
Если все же нужно делать проект, то официальное решение исполкома и план-схему, заверенную у архитектора, нужно отдать проектировщикам. Здесь очень важно не забыть заключить с ними договор. Если проект затрагивает несущие конструкции, то он должен пройти специальную экспертизу, которая занимает достаточно много времени. Если несущие стены остаются на своих местах — проект нужно заверить у архитектора, эксплуатирующей организации, МЧС и санэпидемстанции.
Очень важным моментом является заключение договора с организацией, уполномоченной осуществлять технадзор. Кроме того, есть еще целый ряд работ, которые требуют обязательного заключения договора подряда с организацией или индивидуальным предпринимателем, который имеет право проводить такие работы. Например, это электромонтажные работы, устройство гидроизоляции или снос несущих стен.
После ремонтных работ
Первый этап работ по оформлению перепланировки закончен. Но не спешите радоваться, второй этап не менее сложный — приемка ремонтных работ. Сотрудник кадастрового агентства обследует квартиру и готовит ведомость, в которой будут учтены все технические характеристики. Подрядчики из технадзора выявляют скрытые работы и составляют специальные акты.
Все эти документы предоставляются в ЖРЭО, и уже потом эта организация выписывает акт приемки реконструированной квартиры и ввода ее в эксплуатацию. Этот акт нужно заверить в администрации своего района. Все вышеперечисленные документы нужно занести в кадастровое агентство, которое и выдает технический паспорт на обновленную квартиру.
Главная ошибка — люди пытаются сэкономить и не заключают договор подряда и договор на технадзор. А если этих документов нет, то все затраты на проект и его согласование оказываются напрасными, потому что сотрудники ЖРЭО могут признать такую перепланировку самовольной. Что, кстати, часто и происходит. А если перепланировка признается самовольной, то хозяин квартиры, как минимум, обязан в установленные сроки выплатить штраф.
Так может проще сначала сделать перепланировку, а потом ее узаконить?
— Еще недавно такая схема была очень распространенной. И многие люди предпочитали делать перепланировку без бесконечной беготни по инстанциям, а только потом ее заверить в соответствующих органах. Конечно, таким собственникам реконструированных квартир приходилось платить штраф, но эта сумма была значительно меньше той, которую пришлось бы заплатить за проект и технадзор. Не говоря уже о временных затратах.
Сейчас ситуация изменилась. Столичные исполкомы, конечно, могут заверить самовольную перепланировку, но в большинстве случаев они сначала выписывают штраф, а потом отправляют на проект. Таким образом, хозяину квартиры придется пройти весь путь законной перепланировки + выплата штрафа.
В худшем случае, контролирующие органы обязывают вернуть квартире первоначальное состояние. Если собственник отказывается это сделать в установленные сроки, ЖРЭО в судебном порядке может квартиру изъять. Правда, на моей памяти в Минске не было ни одного подобного случая.
Подводя итоги, хочется сказать, что лучше все-таки сначала собрать все необходимые документы, и потом делать перепланировку. А не наоборот.
Вы можете задать свои вопросы по перепланировке нашим экспертам: ЗАДАТЬ ВОПРОС