Вопросы капитального ремонта жилых домов сегодня очень важны и актуальны. Они находятся на постоянном контроле главы государства и решаются как силами специалистов Министерства жилищно-коммунального хозяйства, так и строителями, проектировщиками. О состоянии жилищного фонда в Беларуси, проблемах, связанных с капремонтом жилых домов, речь шла 11 марта на заседании «круглого стола» «Капитальный ремонт и тепловая модернизация жилищного фонда страны» в общественном пресс-центре Дома прессы.
Как отметил на заседании «круглого стола» начальник управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза Эдмунд Гришкевич, ежегодный прирост объемов капремонта и тепловой модернизации жилфонда составляет 10% - это предусмотрено и программой развития жилищно-коммунального хозяйства республики до 2015 года. В этом году после капитального ремонта в целом в республике планируется сдать в эксплуатацию 1 млн. 44 тыс. кв. метров жилья. И это достаточно большая и напряженная работа, особенно учитывая то, что, например, в 1996 году объемы капремонта были снижены до 180 тыс.кв.метров. Хотя в целом, чтобы отремонтировать все жилье, которое на сегодняшний день нуждается в капремонте, эти объемы недостаточны. При всех недостатках и недоремонтах, наблюдавшихся в течение последних лет, сегодня в стране должно ремонтироваться порядка 1,5 млн.кв.метров жилья в год. Основной причиной хронического недоремонта является недостаточное финансирование. Поэтому «задача министерства — изыскать дополнительные источники финансирования капитального ремонта, среди которых средства инвесторов, инновационные фонды и другие», — сказал Э.Гришкевич.
При проведении капремонта в первую очередь осуществляются работы по замене кровель, стен, окон, подвалов, инженерного оборудования и систем. Все остальные работы производятся за счет отчислений собственников и нанимателей жилых помещений. Так, например, в 2007 году 54% затрат на капремонт составили отчисления граждан, «остальную часть финансировал бюджет». В целом же эти затраты не завышаются, не считая отдельных домов, и строго контролируются. По информации специалиста, затраты на капитальный ремонт в среднем составляют 280 тыс. рублей на 1 кв. метр жилья, 35% этих затрат идет на тепловую модернизацию, 18% - на замену инженерных сетей, 13,4% - на замену системы электроснабжения.
Что касается тепловой модернизации, то эти работы позволяют снизить теплопотребление дома и уменьшить в свою очередь платежи населения. Поэтому в настоящее время объемы тепловой модернизации увеличены в 3 раза и в этом году составят более 300 тыс.кв.метров из общего объема предусмотренного к капремонту жилья.
Сегодня по программе первоочередных мер, предусмотренных Директивой № 3, определены 101 жилой дом общей площадью 321 тыс.кв.метров, которые 2−3 года тому назад полностью промерзали и которые требуют безотлагательных мер по тепловой модернизации, и 640 домов общей площадью 726 тыс.кв.метров, где должны быть отремонтированы ограждающие конструкции, — утепление кровель, стен.
С 2005 года в республике установлен контроль за ветхим и аварийным жильем. Ежегодно в программу жилищного строительства включается строительство жилья для отселения граждан их ветхого и аварийного жилья в пределах 40 тыс.кв.метров.
В настоящее время в республике в городских поселениях находится в эксплуатации 10 тысяч 2−4-этажных жилых домов общей площадью около 10 млн. кв. метров и 1854 жилых дома крупнопанельного домостроения первых массовых серий общей площадью 17 млн.кв.метров, которые после обследования постепенно должны быть реконструированы, в некоторых случаях — с надстройкой мансардного этажа.
Если же говорить более подробно о мансардном строительстве, то оно не получило широкого распространения в республике. Основным сдерживающим фактором строительства явилось то, что для надстройки мансардного этажа и произведения реконструкции в целом необходимо было получать 100-процентное согласие всех собственников дома, а сделать это крайне сложно. Кроме того, перед инвесторами стояла задача не только реконструировать дома, но и строить инфраструктуру, что вело к значительному увеличению их расходов, а в итоге и к потере всякого интереса к строительству.
В связи с этим был принят соответствующий Указ Президента № 657 от 18 декабря 2007 года «О некоторых вопросах реконструкции жилых домов» (о мансардном строительстве), который определил основные функции, права и обязанности местных исполнительных органов, заказчиков строительства и граждан, упростил процедуру получения согласия собственников на реконструкцию простым большинством голосов. Это позволило пополнить бюджет на капремонт жилфонда, определить размеры участия инвесторов по домам типовых потребительских качеств до 10% участия по капремонту дома, а домов повышенной комфортности — на основе аукциона.
Тем не менее, всего по программе реконструкции жилых домом реконструировано чуть более 70 жилых домов общей площадью порядка 17,5 тыс.кв.метров.
Как известно, капремонту предшествуют проектные работы, которые, по словам главного инженера РУП «Белжилпроект» Александра Ярошука, занимают достаточно продолжительное время. Сегодня предприятие разрабатывает типовые проекты капитального ремонта определенных серий зданий, что «позволит сократить затраты на проектирование капремонта и сроки проектирования на 20−30%». Проектные работы в общей структуре затрат составляют 7%. После принятия решения о проведении капремонта будет достаточно откорректировать типовой проект.
О состоянии жилищного фонда и проведении капремонта и тепловой модернизации домов в г. Минске рассказал на заседании «круглого стола» начальник отдела Минского городского жилищного хозяйства Мингорисполкома Александр Рябцев. Так, в частности, в 2008 году в столице планируется ввести в эксплуатацию после капремонта и тепловой модернизации 552 тыс.кв.метров жилья. Всего в планах городских властей — 145 объектов, из которых на 123 объектах будет проведена тепловая модернизация. «Кроме того, стоит большая задача по замене лифтов, в этом году планируется заменить 243 устаревших лифта», — сказал А.Рябцев. В текущем году на капремонт будет выделено 240 млрд. рублей, из которых 64% составят бюджетные средства, 34,5% - отчисления жителей, 1,5% - средства от арендной платы и другие источники. Перечень объектов, подлежащих капремонту, имеется в каждом районе г. Минска и утвержден решениями администраций.
В Минской области предприятиями ЖКХ обслуживается более 7,5 тыс. жилых домов общей площадью почти 11 млн.кв.метров. Одной из главных проблем выполнения работ по капремонту в области является то, что при больших объемах финансирования капремонта доля населения минимальна, поскольку это в основном дома малоэтажной застройки с малым количеством квартир, сказал на встрече с журналистами Вячеслав Бондарь, заместитель генерального директора Минского областного унитарного предприятия «Управление жилищно-коммунального хозяйства». А кроме того, ежегодно жилфонд Минской области прирастает большим количеством жилья, построенного различными министерствами и ведомствами — Министерством архитектуры и строительства, Белорусской железной дорогой и др, сельхозорганизациями, которое, как правило, находится в более запущенном состоянии и которое надо приводить в надлежащее состояние. В 2007 году на капремонт жилфонда Минской области израсходовано 32,1 млрд.рублей. В 2008 году на эти цели планируется израсходовать 56,3 млрд. рублей, из которых 21 млрд. рублей составят бюджетные средства и 35,3 млрд. рублей — отчисления населения.
Во исполнение Директивы № 3 в области инструментально обследовано 19 жилых домов, за счет средств, направляемых на капремонт, произведена полная тепловая модернизация 17 жилых домов общей площадью 25,2 тыс.кв.метров, локально утеплено 34,5 тыс.кв.метров ограждающих конструкций жилых домов.
По сравнению с 2006 годом задание на 2007 год по проведению капремонта было увеличено на 10%, а на тепловую модернизацию — на 27%. И это, по мнению В. Бондаря, непростые задачи, которые ставились пред службами ЖКХ. Тем не менее, если сходить из норматива капремонта, то в идеале ежегодно надо ремонтировать 4% от существующего жилфонда. «И до этого показателя нам еще расти и расти», — сказал В.Бондарь.
Тем не менее, констатировали специалисты, присутствующие на заседании «круглого стола», несмотря на все сложности, с которыми сталкиваются и организации ЖКХ, и граждане при осуществлении капремонта домов, количество жалоб от жильцов с каждым годом сокращается. А это говорит о том, что качество работ растет, а сроки в большинстве своем выдерживаются.
http://nb.by