Прошло уже два года с тех пор, как мы продали эту квартиру и переехали в новую. Женщины не стало в прошлом году из-за коронавируса, но ее доброту помним до сих пор.
«Ночью снились кошмары — и я отказалась от брони»
Анастасия, 30 лет, менеджер:
— Когда я только собиралась покупать квартиру, рассматривала исключительно новостройки. Даже забронировала квартиру в новом жилом комплексе у парка Челюскинцев. Но сердце к этому району не лежало: начала переживать, ночью снились кошмары — и я отказалась от брони.
У коллеги квартира в новостройке в районе станции метро «Грушаўка», и мне там понравилось. Как раз в этом же комплексе строился еще один дом ближе к метро. Я конкретно про него задумалась, но свободных квартир не было. На начальном этапе строительства все раскупили. Это был октябрь или ноябрь, и обещали, что дом сдадут в мае следующего года. Подумала, что это круто!
Следила за объявлениями и увидела, что девушка перепродавала свои облигации на квартиру в этом доме. Просила за них 46 тысяч долларов — как раз та сумма, на которую я рассчитывала. Квартира была на высоком этаже с панорамными окнами на южную сторону. Мне не понравилось, что это юг, потому что не люблю жару и сильное солнце. Но подумала: «Зато именно тот дом, который я хочу».
Мне нужно было перекупить облигации на эту квартиру. Для этого я должна была дать девушке залог в тысячу долларов. Мне было страшно: никогда таких крупных покупок не делала. Для меня это была огромная сумма. Когда покупаешь квартиру, на счету каждый доллар. Недостающую сумму брали в долг у родственников по 200, 500 долларов. Поэтому очень боялась этого залога: «Деньги отдашь — и что дальше?»
Начала гуглить. Выходило, что если она не выполнит свои обязательства, то вернет мне эту тысячу и еще сумму, умноженную, на два. Если я не выполню свои, то ничего не получу. Я записалась на прием к юристу — и просто выкинула пятьдесят рублей. Девушка из юридической фирмы не сказала ничего толкового: «Так вы уже все нашли!» Коллега дала контакт другого юриста, но я никак не могла с ним связаться.
Было много сомнений. Платишь 46 тысяч, тебе обещают, что в марте дом будет готов. Но ты понимаешь, что это нереалистично: подруга уже строила там жилье — дом задержали на полтора-два года. Сдают голые стены, а на ремонт нужно много денег.
Мы встретились с хозяйкой облигаций и представителями застройщика. Оформляли какие-то данные, готовили сделку, и при них я передала тысячу долларов в конверте. Вышла с этой встречи — и у меня стало все болеть: беспокоили спина и голова, появился кашель. Пару дней мне было очень страшно, понимала, что сделала что-то не то. Я взяла ссуду на часть денег на облигации на работе. Директор сказала: «Зачем ждать эти голые стены, лучше бы сразу квартиру себе купили».
У меня все продолжало болеть. Я уже понимала, что нужно отказываться от сделки — но не знала, как выпутаться из этой ситуации. Стала планировать, как отыграть назад.
И тут со мной связался юрист, контакты которого давала коллега. Я тогда до него не дозвонилась и написала сообщение в мессенджере. Он ответил: «Я в отпуске за границей. Но мой вам совет: пока у вас есть деньги, купите квартиру, а не бумажки. В любом случае, что бы вы ни выбрали, облигации тоже надо проверять». Это было финальной точкой. Позвонила этой девушке, она очень расстроилась, что я сорвала ей сделку с другой квартирой. Естественно, ничего мне не отдала.
После этого я стала смотреть только вторичку. Вспомнила, что мне нравится Кунцевщина, и начала искать жилье в этом районе. Посмотрела две квартиры, одну из которых выбрала. Купила ее в конце декабря 2016-го за 43 тысячи долларов. В марте сдала, чтобы быстрее рассчитаться за нее: у меня и мамы было по кредиту — еще и мой заем на работе. В этом время мы с будущим мужем жили у его родителей. Через год начали потихоньку делать ремонт в квартире, а летом 2018-го переселились туда.