Что изменилось после приостановки кредитования?
— Надо понимать, что денег в стране меньше не стало, однако их поубавилось в банках «благодаря» крайне негативному информационному полю. Не только банки, приостановив кредитование, но и потребители, изъяв часть депозитов, заняли выжидательную позицию, — говорит Юрий.
Жарков отмечает, что наиболее сильный удар в связи с приостановлением кредитования принял на себя вторичный рынок, где произошло увеличение срока экспозиции объектов и сокращение числа сделок.
На первичном рынке, по его мнению, продавцы (застройщики) имеют в распоряжении некоторый запас финансовой прочности и собственные инструменты поддержки спроса в виде рассрочки, которая частично нивелировала введенное банками ограничение доступа к кредитным ресурсам. Видно, что регулятор выбирал из двух зол меньшее и очевидно решил поддержать, насколько это возможно, системообразующий первичный рынок.
Принятые меры не связаны с отсутствием денег или перспектив экономики, а скорее происходят из затянувшейся ситуации неопределенности, в том числе на валютном рынке.
— Сложно себе представить, что кредитование не возобновится. Но если позволить себе пофантазировать, то кредитный голод ввергнет строительную отрасль в структурный кризис, а в среднесрочной перспективе дисбалансы проявят себя во многих других сферах экономики. Безусловно, это будет сопровождаться снижением спроса, цен и реальных доходов населения, — дополняет Жарков.
Время ли выходить на рынок с новыми проектами?
Юрий Жарков считает, что в условиях снижения спроса, которое вне зависимости от причин наблюдается на рынке в этом году, имеется ряд негативных последствий для уже строящихся объектов — вынужденная экономия на издержках, снижение темпов строительства, трудности доступа к рынку капитала, рост стоимости инвестиций и себестоимости строительства. Сочетание этих факторов, полагает эксперт, подталкивает некоторых застройщиков к снижению качества строительства, что может привести к обману ожиданий их целевой аудитории.
По мнению Жаркова, объекты, находящиеся в стадии проектирования, находятся в относительно более выгодной ситуации. Да, они станут более сдержанными, менее амбициозными по сравнению с первоначальными концепциями или будут отложены на неопределенный срок. Первый сценарий характерен для жилищных проектов эконом-класса, второй — для жилья повышенной комфортности.
— На наш взгляд, в лучшем положении находятся как раз-таки новые проекты, запроектированные в этом году и входящие в активную стадию реализации (строительства) до конца календарного года. Владельцам таких проектов был дан шанс учесть возможные политические, а также эпидемиологические риски и приступить к реализации уже в новых реалиях рынка. Старым проектам повезло меньше. Им приходится перестраиваться объективно в не самых удобных срединных фазах жизненного цикла, — уточняет Юрий.
«Главное, чтобы у нас не было второго Карабаха»
Отвечая на традиционный вопрос журналистов, что же будет с рынком и ценами дальше, Сергей Коренько говорит:
— В период нестабильности и неустойчивости крайне проблематично однозначно ответить на этот вопрос. Никто толком не знает, что будет с экономикой и финансовой сферой не только в Беларуси, но и во всем мире. Сложно сказать, что сегодня в мире является ценностью — доллар, евро, золото, недвижимость… Цена квадратного метра зависит от стоимости строительных материалов, заработной платы рабочих, кредитов, процентов по ним и какой-то рентабельности застройщика. И не понятно, что лучше: хранить деньги на депозитах, которые тоже обесцениваются, или покупать квадратные метры.
Варианты развития ситуации могут быть разными. Есть на территории бывшего Советского Союза несколько проблемных точек, где в любое время может разгореться конфликт. Сегодня выстрелил Нагорный Карабах. Не хотелось бы, чтобы наша страна была втянута в подобный конфликт. Если Беларусь не станет такой проблемной точкой, то все будет нормально. Все-таки Минск для жизни — хороший город, и стоимость квадратного метра в нашей столице формируется исходя из стоимости строительства.
Николай Вашкевич полагает, что цены на квартиры в домах, расположенных в неликвидных местах, однозначно будут падать.
— Сейчас нет большого смысла выходить на рынок с новыми проектами. Кто планировал, будут откладывать начало строительство. А кто уже вышел на рынок, то (у кого есть подушка безопасности) будут держать цены либо начнут их снижать (если этой подушки у них нет), — уточняет директор компании «Си-Трейдинг».
Судьба — злодейка
Ряд частных застройщиков, которые реализовали в Минске примечательные с точки зрения функциональности, энергоэффективности и внешнего облика жилые проекты, уже прекратили свою деятельность как заказчики строительства.
Похоже, что компания «Арэса-Сервис» тоже вывела на рынок свой последний проект. Больше участков у нее нет, да никто в Минске их уже не продает на аукционах. Видимо, это объясняется тем, что в столице взят курс на сокращение объемов строительства жилья. Квартирами в столице в первую очередь будут обеспечивать многодетные семьи, и строить для них дома будут государственные застройщики в лице УКСов и приравненные к ним другие организации.
На вопрос, чем дальше будет заниматься СООО «Арэса-Сервис», Сергей Коренько отвечает:
— У нас давно в группе компаний есть своя проектная, инжиниринговая, строительная организация. Есть в распоряжении здания, которые мы сдаем в аренду. То есть мы имеем какую-то подушку безопасности в виде другой деятельности. До тех пор, пока будем востребованы на рынке, будем зарабатывать на проектных, инжиниринговых и строительных услугах. Мы не собираемся закрываться.
Компания «Си-Трейдинг» по завершении строительства жилого комплекса «Гастелло Резиденс» тоже не планирует выступать заказчиком строительства.
— У нас есть своя производственная база, есть заказы, объекты в России и других странах. Будем ими заниматься и работать как подрядчики. Рассматриваем объекты и в Беларуси, — делится планами Николай Вашкевич.
— Не пробовали обращаться в комитет архитектуры и градостроительства, чтобы на определенных условиях получить участок?
— Так участков нет, — отвечает директор компании. — Мы не раз обращались в комитет с таким вопросом, но ответа так и не получили. А стучаться в закрытую дверь уже нет никакого желания.
Также читайте у нас:
После застоя происходит всплеск. Как реагировал на политические кризисы рынок недвижимости в разных постсоветских странах
Мингорисполком изъял участки у турецкого инвестора, где должен был появиться культурно-развлекательный комплекс