А так можно было? В Москве ради сохранения передвинули историческое здание
31.07.2020 2521
Довольно интересное и знаковое событие произошло в Москве — впервые за сорок лет историческое здание передвинуто ради сохранения. Как пишет сайт Хранители Наследия, на Складочной улице, на задворках Савеловского вокзала, передвинули на сто с лишним метров водонапорную башню 1898−1899 годов.
Водонапорную башню 1898−1899 годов передвинули, чтобы сохранить — за последние сорок лет это первый такой случай в Москве. Последним значимым опытом передвижки зданий в столице России был переезд дома Сытина на Тверской в апреле 1979 года. Его двигали на 47 метров вдоль улицы именно затем, чтобы сохранить, расчистив пространство для нового здания.
А вот историю с этой водонапорной башней переоценить довольно сложно. Это значит, что при желании памятники архитектуры можно не сносить, а передвигать(сохранять).
Зрелище, открывавшееся 22 июля на стройплощадке, действительно впечатляло. Огромная башня, весом 1600 тонн, с заложенными окнами и дверьми, отделена от фундамента, укреплена металлическими поясами, распорками и стальными затяжками, поставлена на металлическую платформу-раму. Готова к передвижке.
В процессе этой подготовки под башню подвели монолитную железобетонную плиту, чтобы было во что упирать домкраты.
Пространство стройки расчерчено огромными металлическими балками-«рельсами» — по ним поедут здания. Прежде чем поставить их на новые места, ими словно поиграют в «пятнашки» — сначала сдвигается на промежуточную точку башня, потом переезжают фасады сборочного корпуса, потом башня, повернув под прямым углом, едет дальше на другой край стройплощадки, потом в движение приходит модельная мастерская.
Технологии бережной передвижки, как выясняется, не сильно изменились с XV века, когда Аристотель Фиораванти, прежде чем построить в Москве Успенский собор, прославился у себя на родине перемещением башни в Болонье. Да, вместо быков и лошадей сегодня — мощные(а на вид — очень небольшие) домкраты, но все те же рельсы и катки, по которым поедет платформа со зданием. Только стальные, а не деревянные. Их так же, как в старину, вручную переставляют сзади наперед, чтобы башне было по чему катиться.
И очень медленно, «со скоростью улитки», двигалась башня. На сто с лишним метров первой очереди движения сначала отводилось несколько часов, в итоге вышло — почти трое суток.
Башню двигали целиком. Проект перемещения модельной мастерской и торцевых фасадов сборочного корпуса предусматривает их «технологическую резку» на части(фасады сборочного корпуса уже разделены на три отдельных элемента) и обязательное усиление металлическими фермами, затяжками, обвязочными поясами. На новом месте здания вновь«соберут». Места разрезов и швов согласовываются с реставраторами«для обеспечения максимальной сохранности элементов кладки».