«В критический момент трое суток жил в офисе, даже ночевать не уходил домой»
Компания была вынуждена произвести реорганизацию в считанные дни. И, как оказалось, не все процессы были готовы к переходу в онлайн-режим, возникли трудности по работе специалистов на удаленке, многое пришлось изменить в максимально сжатые сроки:
— Как показала практика, компания не была полностью готова к переходу в онлайн, а сделать это надо было очень быстро. Если в Беларуси пока не ввели карантин, то Москва в стадии полной изоляции, а там тоже есть наши офисы. Реагировать пришлось молниеносно, так как люди вынуждены работать на удаленке.
Тогда стало ясно, что наша система не готова. В критический момент мы трое суток буквально жили в офисе, даже ночевать домой не ездили. Была проделана масштабная работа, чтобы выстроить каждый бизнес-процесс под новые реалии. Запустили онлайн-проекты, онлайн-задачи, ежедневные митинги — все, чтобы рабочая коммуникация не была нарушена.
В Минске офис работает в штатном режиме, но если сотрудник чувствует хоть малейший признак недомогания — он изолируется и работает из дома. Благо, сейчас все возможности для этого есть.
Вообще, за время существования компании это не первая критическая ситуация. Что-то подобное мы уже переживали, и в таких ситуациях я всегда прихожу к выводу, что в момент кризиса надо полностью менять структуру, развиваться, работать в усиленном режиме, щупать и экспериментировать. Чтобы выжить, важно быть гибким. И руководителям, и сотрудникам надо пробовать новые технологии и методы работы. Конечно, самая простая мера — сократить штат, но если говорить о социальной ответственности, то по-человечески хочется сохранить все рабочие места, чтобы люди не оказались без денег в это непростое время.
Понятно, что не все успеют перестроиться, но тот, кто сможет подстроиться под новые условия работы, будет востребован и тогда, когда все нормализуется.
Застройщики уже идут на торг. Скидки достигают 10%
Что касается рынка, то специалист по недвижимости отметил небольшой спад спроса, но лишь по некоторым категориям объектов. В остальном сделки идут, паники нет:
— Для того, чтобы понимать суть жизнедеятельности компании (на чем она зарабатывает) надо знать портрет потребителя, который придет к вам и заплатит деньги. Своих клиентов мы можем разделить по нескольким категориям, и сегодня некоторые из них ушли с рынка. В состоянии выжидания те люди, которые планировали покупку квартиры для последующей сдачи в аренду. Также сильно сократилось число покупателей дорогих объектов. В этом сегменте кризис ударит больнее всего, так как курсовые разницы здесь гораздо заметней. Дорогая недвижимость уже продается на 10−15% дешевле, что будет дальше — зависит только от экономической ситуации в стране. Если девальвация рубля продолжится, доходы населения снизятся и цены пойдут вниз.
В связи с этим продавцам «вторички» я советую пойти по стопам застройщиков и начать торговаться. Уже сейчас крупнейшие строительные компании Беларуси уступают в цене конкретным покупателям, которые готовы дать деньги. Торги доходят до 10% от стоимости объекта. То же самое следует сделать и продавцам вторичного жилья, чтобы решить свои жилищные вопросы.