- Фото: Анжелика Василевская, [удалено].BY
Напомним, с 2010 года на базе Светлогорского ЦКК строится завод по производству беленой сульфатной целлюлозы. Генподрядчиком выступила корпорация CAMCE. Общая стоимость строительства составила около 770 млн долларов. Все это время новый завод оказывается в эпицентре скандалов. Предприятие работает в режиме опытно-промышленной эксплуатации и еще не доведено до ума. Все попытки с китайской стороной договориться не принесли успеха. Недавно белорусские власти решили разорвать контакт с САМСЕ и вводить этот завод в эксплуатацию собственными силами.
По данным Office Life, в конце мая концерн «Беллесбумпром» направил в Совмин письмо, в котором уличил САМСЕ едва ли не в диверсии. Дело в том, что в помещении серверной в здании центрального управления ЦКК под фальшполом было обнаружено электронное устройство, которое не предусмотрено проектом. По предварительной оценке специалистов ЦКК, устройство предназначено для дистанционного повреждения оборудования серверной через искусственное короткое замыкание. Руководство комбината хотело, чтобы силовики провели проверку генподрядчика и возбудили уголовное дело, но получили отказ.
Перед тем как расстаться с CAMCE, белорусская сторона провела переговоры по подписанию допсоглашения. Но китайцы выставили ряд требований, которые не устроили белорусов.
По данным Office Life, работы доведет до конца финская компания Andritz Oy — дочерняя структура австрийского концерна Andritz. Этот подрядчик, например, работает с целлюлозно-картонным комбинатом в российском Усть-Илимске. Завершать работы придется уже за счет собственных средств, а не заемных. Ориентировочная сумма — 13 млн долларов. Получить комментарии в Светлогорском ЦКК и «Беллесбумпроме» не удалось.
Источник, знакомый с реализацией проекта, сказал [удалено].BY, что «те, кто сегодня критикует китайцев, несколько лет назад их активно поддерживали. Хотя ряд действий представителей китайской компании уже на начальном этапе вызывали вопросы. И это не только истории с кабельной продукцией, которые попали в прессу. Были вопросы у МЧС, Госстандарта и других ведомств. Шли острые дебаты, что делать с комбинатом еще при прежнем составе правительства. И уже тогда надо было отказываться [от САМСЕ]. Но никто не хотел брать ответственность. Не мне судить, нужен ли нам был такой комбинат в принципе, но базовые условия строительства подобных крупных комплексов должны выполняться беспрекословно. По итогу потеряли и время, и деньги и создали напряжение среди местного населения», — считает собеседник.
Руководитель инициативной группы граждан по контролю проекта Анатолий Змитрович уверяет, что разговорам «про чипы, которыми якобы можно вывести из строя оборудование, полтора года». «Обсуждалось также, что китайцы, покидая проект, забрали электронные ключи доступа к оборудованию. То, что эти разговоры возобновились накануне собрания акционеров, не случайно. Ответственные за проект пытаются обезопасить себя в случае продолжения проблем, которые регулярно случаются во время опытно-промышленной эксплуатации. Завод строили по китайским нормам, которые должны были адаптировать потом под белорусские нормы. Сделано ли это и как осуществлялся контроль за объектом, непонятно», — сказал Змитрович. «У нас есть большие вопросы к квалификации компании CAMCE. Кто ее привел, был ли тендер на строительство такого объекта — первого класса опасности, как объект принимали в [опытно-промышленную] эксплуатацию», — добавил он.
По словам премьер-министра Сергея Румаса, предприятие работает приблизительно на 70% мощности, но Змитрович в этом сомневается. Вместе с тем в правительстве уверены, что «в IV квартале завод будет введен в эксплуатацию», такие задачи были озвучены на недавнем совещании в Администрации президента.
Пока Светлогорский ЦКК несет убытки. Ранее от ЦКК поступила просьба, чтобы в 2019 году погашение долга перед Эксимбанком Китая производило не предприятие, а Министерство финансов Беларуси. «С 2020 года денежные потоки позволяют предприятию самому обслуживать кредит. Учитывая, что срок ввода завода в эксплуатацию затянулся, мы с пониманием относимся к этому, и будет принято решение о предоставлении отсрочки на один год. Для нас важно, чтобы это крупное предприятие работало», — сказал в мае Румас. По информации Анатолия Змитровича, платить Китаю по кредитам, взятым под этот проект, в 2020 году также будут просить Минфин.
Впрочем, комбинат в Светлогорске не единственный пример неудачного белорусско-китайского взаимодействия. Ранее запуск комплекса по производству мелованных и немелованных видов картона в Добруше на базе бумажной фабрики «Герой труда» поставили на паузу.