— Данный вопрос очень сложный и по-разному трактуется в законодательных актах. В свое время данную норму о привлечении к строительству квартир долевым способом нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан прописывали в актах выбора земельного участка. Получая на руки документ, застройщик знал, какое количество квартир — 20, 30, 40% — будут предназначены для этой категории граждан. Данная норма работала.
Сейчас в акты выбора данная норма не включается, впрочем, как и не прописывается она в условиях, на которых приобретается участок на аукционе. Но это не означает, что если кто-то из нуждающихся изъявит желание купить квартиру долевым способом у застройщика, ему в этом откажут. Заказчик обязан заключить с этим гражданином договор и построить ему квартиру с 5-процентной рентабельностью.
Некоторые трактуют это по-другому. Они считают, что для того, чтобы привлечь к строительству жилья нуждающихся граждан, надо издавать отдельную проектную декларацию. Если ее нет, то застройщик может и не принимать заявления от очередников.
С точки зрения здравого смысла, строить в одном доме квартиры для нуждающихся и ненуждающихся граждан не правильно. Такого мнения придерживается и Ассоциация застройщиков объектов жилищного строительства, и лично я.
На практике мы видим, что на одной площадке в подъезде живут люди, которые покупали квартиры по разным ценам. Скажем, одни приобрели жилые помещения по 600 долл./кв.м, а вторые — по 1000 долл./кв.м. Затем на собраниях товариществ собственников они начинают конфликтовать и выяснять, кто оплачивал строительство инженерной и социальной инфраструктуры, а кто нет. С точки зрения психологии это тоже не правильно.
Принимая заявления от очередников на строительство квартир в домах, строящихся на участках со сносом и другими обременения, застройщик, по идее, не должен включать в себестоимость строительства эти затраты. Но мы включаем. Снова создается конфликтная ситуация между гражданином и организацией-застройщиком, организацией и инспекцией по налогам и сборам и т. д. Возникает масса проблем.
Если заказчики принимают решение не продавать квартиры по «долевке», а использовать механизм жилищных облигаций, им вообще сложно «навязать» эту норму. У застройщика должно быть право выбора, какой инструмент использовать при реализации квартир. Многие из них в свое время как раз из-за этой неразберихи и перешли с «долевки» на жилищные облигации.
Со своей стороны государство пусть решает, кому оно сможет дотировать строительство, как правильно вести этот бухучет, чтобы не нарушать закон. Но, повторюсь, сделать это очень сложно. Нормативно-правовые акты по выделению земельных участков, ценообразованию, бухучету, налоговой политике не совершенны, и в процессе работы возникает ряд проблем.
Если в условиях аукционов будет прописываться, сколько очередников надо привлечь к строительству, и если при этом не будет работать экономика проекта, то застройщик сам будет решать, идти ему на аукцион или нет. Самое главное, чтобы все эти условия были известны до аукциона, а не после покупки участка.
Вадим Тачкин, директор консультационной компании «Вива Капитал» (торговая марка ViVa Invest):