Никита Явейн — директор «Студии 44», одной из главных российских студий по научной реставрации. «Студия 44» работала с Александровским дворцом, Китайским театром и бизнес-центром «Невский 38». Никита Явейн рассказал Strelka Mag о проведенных реставрациях, а также о современных границах допустимого в данном виде деятельности. Мысли российского архитектора полезны и для наших реставраторов.
Уважение к своему прошлому, сохранение архитектурного наследия, забота о памятниках истории и культуры — маркеры цивилизованного общества. Однако зачастую учёные сталкиваются с проблемой: как приспособить к современному использованию старинный дворец? Там зачастую нет места для гардероба, туалетов, кафе — а ведь без этих помещений не сможет обойтись, например, музей.
Помимо внутренней перестройки сооружения под актуальные нужды, при реставрации необходимо сохранить подлинный вид здания. В качестве мнимого или истинного компромисса появился фасадизм — сочетание исторического фасада с современной пристройкой. Нередко это явление вызывает протесты сторонников минимального вмешательства в первоначальный архитектурный замысел.
- Улица Зыбицкая, Минск. Фото: rdnv. me
Когда возник фасадизм?
Защитники старинных зданий крайне негативно относятся к фасадизму и всячески с ним борются. В Европе период фасадизма начался в 1970—1980-е и завершился в 1990-е. В России фасадизм пышно расцвёл намного позже — в конце 90-х и начале 2000-х.
— Изначально это был некий компромисс между девелоперами и градозащитниками, предполагавший минимальные объёмы сохранения исторических зданий и максимальные объёмы нового строительства. Компромисс этот был временным, не удовлетворяющим ни тех, ни других, — рассказывает Никита Явейн.
- Никита Явейн. Фото: xoroshiy.ru
Многие европейские города, например Брюссель, в большой степени «фасадические», говорит учёный. По его оценке, постепенно в Европе, а потом и в России фасадизм трансформировался в более гуманное русло: сначала решили сохранять две наружные стены с некоторыми интерьерами, потом ещё больше.
— При этом, как бы это ни осуждалось, фасадизм и сегодня реализуется сплошь и рядом в центрах городов. Совсем недавно в Португалии самый знаменитый местный архитектор Алваро Сиза построил универмаг — чистый фасадизм. И в Париже тоже сплошь и рядом.
Что такое брюсселизация?
Существует такое понятие, как брюсселизация — хаотичный подход к реконструкции городов, при котором происходит неконтролируемый массовый снос исторической застройки, замещаемой современными зданиями. Термин впервые использовала немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung в связи с массовым сносом исторической застройки Брюсселя в 1960—1970-х годах.
В Брюсселе 1960-х годов сформировалась массовая практика сознательного доведения кварталов до аварийного состояния с целью их последующего сноса. Девелоперы, вступив в сговор с городскими властями, умело организовывали слухи о грядущем сносе, жильцы съезжали из приговорённых домов, заброшенные дома (скупленные задёшево) в течение нескольких лет приходили в полную негодность.
В узком смысле брюсселизация и есть практика «мирного» выселения домов с последующим «естественным» разрушением. Другая отличительная сторона именно брюссельской практики — закрытость проектной деятельности, отказ от открытых конкурсов и публичного обсуждения проектов. Примером такой деятельности в Минске стало выселение жителей домов по улице Революционной.
- Отель «На Замкавай», Минск.
«Фасадизм — всегда компромисс»
Если решено сохранять и реставрировать исторические здания с приспособлением их под актуальные нужды, то необходимо соблюдать баланс между сохранением подлинности здания и новыми функциями, которые определяет заказчик. Никита Явейн подчёркивает: это всегда компромисс, когда есть ценность дома, с одной стороны, и желания заказчика — с другой.
— Мы, как люди опытные, сразу понимаем предел. Cтепень такого приспособления и внедрения новых функций определяется самим зданием, его индивидуальным конструктивным состоянием, его объективной культурно-исторической ценностью. Ясно, что здание Главного штаба Карла Росси — это вам не особняк какого-то купца, построенный неизвестным архитектором.
- Главный штаб, Санкт-Петебург. Фото: hermitagemuseum.org
Или, допустим, Китайский театр в Царском Селе. Сейчас это просто руина, поэтому у нас есть относительно широкий простор для творчества. Со временем там появится многофункциональный комплекс, совмещающий театрально-концертную функцию с открытыми фондохранилищами.
- Китайский театр. 1880−1910-е годы
В реставрации с приспособлением 90% работы — это сбор материала, и только 10% — его обработка, признаётся Никита Явейн:
— Прежде всего, надо провести исследование, после которого мы начинаем что-то понимать про объект и соглашаемся или не соглашаемся с тем, что предлагает заказчик. Или пытаемся переубедить заказчика. Надо понимать, что, если ты занимаешься реставрацией, всегда надо быть готовым встать и уйти.
- Улица Революционная, Минск. Фото: citydog.by
«Снос — большее варварство, чем воссоздание»
Активисты настаивают: если речь идёт о творчестве, очевидно, вместо утраченного (или почти утраченного) памятника с использованием подлинных элементов возводится новое сооружение. Никита Явейн возражает: воссоздание без буквального воспроизведения — сейчас довольно популярное направление в архитектуре, хотя музейщики с ним не очень согласны.
— Тот же Новый музей в Берлине музейным сообществом не очень принимается. В случае Китайского театра мы планируем показать, что вот это подлинная стена, выше — это новодел из другого материала, но вместе они воссоздают объём когда-то существовавшего помещения.
Китайский театр — это памятник фактически начала XX века. От первого Китайского театра в нём почти ничего не осталось. Но всё равно это наша история, причём с большой буквы. Смириться с утратой Китайского театра, руины снести, всё закопать, сровнять с землей, сделать там газон или клумбу? Я думаю, это гораздо большее варварство, чем воссоздание.