Ищем таланты и учимся зарабатывать деньги
— Оценочная деятельность — это предпринимательская деятельность. Дом без денег не построишь. Никогда не надо забывать об этом. Мы должны заботиться о престиже профессии оценщика и состоянии рынка оценочных услуг, — говорит Инесса Падунович.
Со своей стороны Андрей Филипенко, член Ассоциации, директор ГП «Национальное кадастровое агентство», добавляет, что задача Ассоциации также заключается в том, чтобы доносить до потенциальных потребителей, насколько нужна, важна и значима для них оценочная услуга.
Алексей Михальчик, член Ассоциации, директор РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру», считает, что надо искать пути и находить молодых талантливых людей, которые пополняли бы ряды профессиональных оценщиков, обладали высокими знаниями и могли выполнить оценку недвижимости, не только внутреннюю на отечественном рынке, но и на внешних рынках.
— Станок — это не автомобиль и не самолет, и оценить его гораздо проще. Но если мы не научимся оценивать крупные значимые объекты в нашей стране, мы можем потерять ценность нашей недвижимости. Этот вопрос необходимо решать, — уточняет Михальчик.
Андрей Филипенко дополняет коллег и говорит, что стоимость услуги зависит о того, насколько ценят результаты оценки потребители и заказчики.
— В компании с мировым именем могут работать такие же оценщики, которые выходят из стен наших вузов. Но в этих компаниях очень большое внимание уделяется изучению методологии оценки и продвижению брендов. Они могут предоставить свое портфолио в любую страну мира. Это работает на их имидж, — говорит Филипенко.
Инесса Падунович констатирует, что иностранные компании, входящие в Big Four («Большая четверка»), тоже сегодня находятся в сложных условиях и не могут заработать большие деньги на рынках, подобных нашему отечественному. Виной тому — низкие расценки на услуги.
— Мы очень сильно разочаровываемся, когда слышим нелестные отзывы от зарубежных партнеров о белорусских оценщиках. Хотя у нас они считаются высокопрофессиональными, — говорит Падунович. — Мы должны обмениваться опытом между собой и иметь возможность обучаться за рубежом.
Она также говорит о том, что наши оценщики привлекаются к оценке и оказанию консалтинговых услуг в других странах, но это не афишируется.
— Я работала в составе двух рабочих групп вместе с зарубежными партнерами. Никаких особо эксклюзивных подходов к оценке, которые бы нам не были знакомы, я не заметила у них. Другое дело, мы погрязли в чтениях различных КП и СТБ, и у нас больше ни на что не хватает времени. На самом деле, 24 часа в сутки мы должны изучать рынок, его тенденции, чтобы уметь зарабатывать, — резюмирует Инесса.
Климчук акцентирует внимание на том, что средняя зарплата оценщиков в Беларуси соизмерима со средней зарплатой работников по городу Минску или даже немного выше.
— Но в сфере оценки, в отличие от всего рынка труда Минска, работают специалисты только с высшим образованием. При этом все работодатели хотят иметь в своем штате опытных оценщиков. Потому что после окончания вузов они еще три года учатся и вникают в работу. В течение трех последующих лет начинают что-то понимать в профессии. И только через 6 лет профессионально могут доказать и отстоять свою точку зрения, — уточняет директор Института недвижимости и оценки.
Он акцентирует внимание на том, что Ассоциация создавалась для того, чтобы белорусские оценщики имели возможность работать с международными компаниями, изучать зарубежный опыт, участвовать в конференциях, форумах и т. д.
— Во всем мире общественные объединения профессиональных оценщиков в первую очередь ищут контакты с зарубежными партнерами. Наша задача — популяризировать свою профессию и создавать хорошие условия для работы оценщиков и пополнения их рядов, — дополняет Климчук.