— Моя позиция по этому вопросу, как председателя правления организации, объединяющая самые яркие и активные агроусадьбы, следующая: я категорически против того, чтобы менялись правила игры в такой непростой и тяжелый период. Эта отрасль очень молодая. Кто-то из усадеб развивается быстро, кто-то медленнее, но «пусть растут все цветы». Нужны как маленькие, так и большие усадьбы, которые могут принять и премьер-министра Литвы, и генерального директора IKEA, и Любовь Козарновскую. Это я называю людей, которые были в наших усадьбах и остались в восторге.
Отмечу, что по мнению National Geographic мы стали первыми в восприятии россиян, как агротуристическая страна. После нас идет Италия. Я считаю, что это колоссальная победа, которая стала возможна благодаря труду владельцев усадеб.
Государство, не вложив ни одного рубля, получило целую отрасль и инфраструктуру. В то время, как в санаторные курорты государством вкладываются миллиарды. В усадьбы ничего не нужно было вкладывать. Частные лица вложили свои деньги в развитие целой отрасли. Успешной она стала, потому что государство не мешало, плюс освободило от уплаты налогов, оставив одну базовую в год. Теперь я не понимаю, зачем все это разрушать. Нужно понимать, что люди вложили деньги. Теперь им нужно как-то эти усадьбы окупать, содержать.
Отрасль нуждается в регулировании, с этим я согласна. Но прежде чем начать это делать, нужно провести тщательный анализ: узнать, какие усадьбы есть на рынке, какая у них рентабельность, провести анкетирование и только потом принимать взвешенные решения. А у нас получается все срочно: до 20 января нужно все сломать. Можно внести мягкие изменения в указ по наболевшим вопросам, но не нужно менять сущностные вещи.
Камнем преткновения сейчас стало проведение массовых мероприятий, свадеб и корпоративов. Нужно понимать, что усадьба по своей сути — это и есть мини-гостиница. Ни одна обычная гостиница не сможет выжить без свадеб, семинаров и так далее, так и усадьба без этого не сможет выжить. Целый год была очень низкая загрузка, это сезонной бизнес. Чтобы как-то выжить и заработать денег, проводится 3−5 свадеб и день рождений за лето. А как по-другому сейчас содержать усадьбу? Мы за то, чтобы дать людям право проводить эти массовые мероприятия.
Власти говорят, что новый указ обезопасит гостей. То есть 20 человек гостей можно кормить — здесь все безопасно, а если их больше — то все, уже им есть опасно в усадьбе. Пусть, мол, едут в ресторан. Это откровенное лоббирование ресторанного бизнеса, потому что многие стали проводить массовые праздники за городом, на лоне природы.