Регистрация

Электронные услуги на рынке недвижимости: кому они нужны и зачем?

12.12.2016 1572

Карина Комиссарчик, Карина Комиссарчик

В рамках конференции «Актуальные вопросы риэлтерской деятельности» была затронута важная тема для любого современного рынка, в том числе рынка недвижимости — оказание электронных услуг. Нужны ли они белорусскому рынку? В чем их эффективность? Владимир Давидович, руководитель группы компаний «Твоя столица», высказал свои соображения на этот счет.

Как сегодня в мире обстоит дело в сфере онлайн-торговли?

—Если обратиться к статистике и посмотреть, как работают интернет-сервисы в мире, становится понятно, в каком направлении должен развиваться рынок недвижимости. Число интернет-пользователей с 2006 года выросло более чем в три раза — до 3,6 млрд в 2016 году. В 10 раз за это время увеличилось количество веб-сайт. Число онлайн-покупателей в мире сегодня составляет 1,3 млрд человек, а объем интернет-торговли — $ 1,8 трлн. Только задумайтесь — каждую секунду в мире осуществляется более 600 онлайн-покупок. При всем при этом, развитие электронных услуг на рынке недвижимости Беларуси находятся практически на нулевом уровне. Получается, что мы с вами стоим на обочине и смотрим, как этот «поезд» набирает большую скорость и уезжает.

Какие возможные направления развития электронных услуг есть на белорусском рынке недвижимости?

Владимир Давидович обозначил, что на сегодня электронные услуги могут развиваться в направлениях G2B и B2C.

Развитие G2B предполагает предоставление государственными структурами информационных услуг юридическим лицам в электронном виде. Сегодня так предоставляется только одна услуга — доступ к информации из ЕГРНИ посредством обращения через сайт НКА.

При этом, по подсчетам группы компаний «Твоя столица», в среднем на подготовку только документов для оказания риэлтерской услуги в отношении объекта недвижимости необходимо 18,5 человеко-часов, или 444 белорусских рубля при стоимости человеко-часа 24 рубля. Это время, которое можно было бы сэкономить, и деньги, на которые можно было бы удешевить услугу, если бы всю информацию можно было получить в электронном виде.

Второе направление — B2C —предусматривает развитие на рынке электронных информационных услуг для граждан. На сегодня эти услуги недоступны, так как не предусмотрены законодательством.

В первую очередь, онлайн-сервисы могли бы развиваться в тех сегментах, где информационная составляющая велика, а потребитель не готов платить за «ноги» — аренда жилой недвижимости и небольших коммерческих площадей. Например, для того, чтобы состоялась одна сделка по аренде жилья, специалист должен в среднем 3,5 раза выехать на показ объекта. Основное время сотрудника здесь — дорога «туда-обратно». В итоге трудозатраты только на показы объекта (не считая телефонных разговоров, рекламы и т. д.), составляют 8,75 человеко-часов, или 210 рублей.

— Но даже эта сумма зачастую слишком высока для потребителя. Сколько сегодня риэлтерских компаний на постоянной основе занимаются арендой? Считанные единицы, и это, несмотря на то, что в Минске проходит около 4 тыс. сделок по аренде жилья в месяц. Этот сегмент становится нерентабельным, и скоро им вообще никто не захочет заниматься. Возможность оказывать электронные услуги сделали бы его более доступным для клиентов.

Что даст внедрение электронных услуг на рынке недвижимости Беларуси?

— В выигрыше остаются все стороны. Для государства это прежде всего — значительная экономия времени специалистов, которые выдают информацию, а также ее прозрачность. Кроме того, оказывая такие услуги на платной основе, государство получит новый источник дохода.

Бизнесу электронные услуги могли бы помочь в экономии времени и средств на получение информации, а также повысить качество услуг для потребителя. Они стимулировали бы развитие системы электронных платежей, появилась бы возможность предоставлять услуги на экспорт.

Граждане бы получили возможность не платить за то, что им не нужно, а пользоваться услугами, четко соответствующими их запросам. Саму такую услугу они бы получали дешевле, а информация при этом была бы более чем прозрачна. Плюс, что немаловажно, услуги граждане получали бы гораздо более оперативно.

Как электронные услуги работают в других странах?

В России, например, план Правительства по развитию электронных услуг в области регистрации недвижимости и кадастра предусматривает повышение доли услуг, оказываемых через интернет, с 5% всех регистраций в 2012 году до 70% в 2017.

В Казахстане уже сейчас рейтинг E-правительства очень высокий, что стало возможным благодаря наличию единого провайдера государственных услуг «Правительство для граждан», единому порталу Е-правительства, а также бесплатной электронной цифровой подписи для граждан и юрлиц и мобильному приложению единого портала.

В Швеции существует программа добровольного сотрудничества, членами которого становятся государственные органы. Так граждане страны могут получить электронные услуги от 20 участников программы в области налогов, страхования здоровья, кадастровых услуг, трудоустройства, ведения бизнеса и прочего. Около 21% регистраций прав собственности на земельные участки здесь происходит по электронной заявке.

В каких сегментах недвижимости это может работать в Беларуси?

— В первую очередь, в быстром развитии онлайн-технологий нуждаются сегменты аренды жилья и коммерческой недвижимости небольших площадей. Именно здесь важна оперативность работы, достоверность предоставляемой информации и стоимость услуги. Если профессиональные игроки рынка все это обеспечить не смогут, этот рынок будет потерян.

Возьмем, к примеру, аренду квартиры. Собственник может обратиться в профессиональную риэлтерскую компанию и, в нынешнем правовом поле, ему придется потратить 2,5 часа на визит в офис и деньги за рекламу объекта. Но зачем ему это, если он может обраться к нелегальному посреднику или просто разместить объявления в интернете — без затрат? Уже сейчас появляются предоставляющие информационные услуги интернет-сервисы. В России их, например, не менее 15. В случае, если мы не сможем развивать подобные услуги здесь, скоро мы увидим минские квартиры на иностранных ресурсах.

На подобных сервисах плата взымается за доступ к контактам арендодателя, подписку на обновления, а также дополнительные сервисы. На них проверена актуальность предложений, соответствие действительности информации в объявлении, документы собственника. Так пользователь значительно экономит на полной услуге от риэлтерской компании.

Что необходимо сделать?

— Нам нужно развивать предоставление электронных услуг, внедрять систему цифровой подписи в G2B. И корректировать законодательство в соответствии с запросами рынка, развивать систему электронных платежей и систему удостоверения электронного документа в В2С. В противном случае, и это случится очень быстро, мы станем отставать от мировых тенденций еще больше, чем сейчас. Сегменты, где информационная составляющая велика, могут оказаться в руках иностранных ресурсов или нелегальных посредников.

Фото: Павел Садовский, таблицы: группа компаний «Твоя столица»

Есть что сказать?
Читать:
Лента новостей