Во многих странах мира есть практика, когда уполномоченные частные компании, получающие процент от собранных штрафов, устанавливают на колеса автомобилей, которые стоят в неположенном месте или время их парковки истекло, специальные блокираторы, не позволяющие двигаться без уплаты соответствующего штрафа. Что мешает нам перенять этот опыт? Постоянные отговорки о том, что в городе нет достаточного количества мест и поэтому к автомобилистам-нарушителям в жилых зонах относятся лояльно, приводят к тому, что построенные паркинги стоят полупустые, а дворы близлежащих многоэтажек забиты автомобилями. Почему, когда владелец оставляет свой автомобиль под запрещающим знаком недалеко от паркинга или платной стоянки в центре города, он опасается, что его оштрафуют, а во дворе жилого дома с подземной или наземной гараж-стоянкой его это совершенно не беспокоит?
Безнаказанность приводит к формированию у отдельных автолюбителей устойчивого мнения о том, что во дворе своего дома им позволено всё. Именно по этой причине мы периодически наблюдаем вопиющие факты нарушения правил парковки, когда автомобили ставят на детских площадках, местах для инвалидов и просто напротив входа в подъезд жилого дома. Некоторые наши соотечественники таким образом пытаются доказать окружающим, что покупка дорогого автомобиля даёт им право плевать на своих соседей, а заодно и на государство, с его правилами и требованиями. Перевоспитывать таких людей поздно и бессмысленно, и только неотвратимость наказания за содеянное позволит заставить их уважать закон и окружающих.
Теперь о другой стороне этой проблемы. Уже много лет при строительстве большинства коммерческих домов, застройщики обязаны предусматривать подземные гараж-стоянки. Требование это неукоснительно соблюдается, паркинги такие строятся и успешно вводятся в эксплуатацию. Чтобы потом стоять полупустыми и обременять бюджет застройщика расходами на их содержание. Высокие затраты на строительство таких машиномест, а также возможность, пусть и с неудобствами, но бесплатно парковать свои автомобили на придомовой территории, не стимулирует дольщиков к приобретению этих мест в собственность. Число пустующих машиномест в паркингах исчисляется сотнями, если не тысячами. Сложилась парадоксальная ситуация: дворы задыхаются от автомобилей, а рядом построенные паркинги не заполнены даже на половину. Продавать эти места ниже себестоимости застройщики не могут, сдавать их в аренду — нести убытки, связанные с невозможностью окупить в обозримом будущем затраты на их строительство. Почему бы городским властям, в рамках улучшения дорожной обстановки в столице, одновременно с усилением контроля за соблюдением законодательства не разработать специальную государственную кредитную программу, стимулирующую автомобилистов на покупку машиномест в собственность. В рамках этой программы возник бы реальный платежеспособный спрос на парковки и строительство многоуровневых гараж-стоянок перестало быть убыточным. Также вариантом решения проблемы могло бы стать снижение налоговой нагрузки, связанной с содержанием таких парковок, что сделало бы их приобретение и содержание более доступным.
Коммерческие компании свой посильный вклад в решение проблемы парковок уже внесли, машиноместами жильцы новостроек обеспечены. Теперь дело за государством, как и каким образом обязать наших граждан пользоваться тем, что предусмотрено проектом строительства и направлено на то, чтобы дворы наших домов стали зонами безопасного отдыха, а не полем боя автомобилистов и пешеходов.