Выясняю, что именно не устраивает в людях:
— Люди случайные? — Нет, проводили отбор, выбрали достойных.
— Неграмотные? — Тоже нет, в компании есть хорошая техническая подготовка. Тем более, что компания сама производитель материалов.
Грешным делом закралось подозрение: — Может с продуктом что не так, или цены неадекватные? — Нет, все в порядке — продажи идут, но продают в основном руководители.
Тогда центр внимания меняем: А что вы имеете в виду под «не продают»?
— Не звонят, не ездят к клиентам. Только реагируют на случайные обращения и то не могут договориться.
Картина проясняется. Ситуация в этой компании пополняет невеселую статистику основных «жалоб» руководителей на отделы продаж:
- Где найти толковых сотрудников?
- Как мотивировать сотрудников? или Как заставить их работать?
- Сколько можно повторять одно и то же? или уже какие только обучения не проводили! А толку нет.
- Какая справедливая зарплата?
- Люди нынче «не те». Толковых людей нет вовсе.
И особенно остро стоят эти вопросы в строительной отрасли, промышленности и дистрибуции. В этих отраслях результат работы особенно зависимы от личных отношений с клиентами.
Поэтому, для роста продаж руководители чаще всего «включают» варианты, которые могут сделать сами:
1. Ищут уникальный товар, которого нет у конкурентов. Это то, что многие бизнесмены называют «хорошей темой». Проблема: таких ниш все меньше, если еще вообще существуют. А что делать, если вы производитель? Ведь нужно загружать имеющиеся мощности.
2. Снижают цены. Проблема: Это приводит к потере прибыли и ресурсов для развития. Если такая тактика выбирается для выхода в регионы или для экспорта, то потом весьма трудно поднять цены до рентабельного уровня. Клиенты привыкают не к хорошему качеству или сервису, а к низкой цене.
3. Предлагают хорошие условия для клиентов. Проблема: Снова потери прибыли на доставках, отсрочках, услугах. Появляются дополнительные процессы внутри компании и разрастается штат.
4. Сами занимаются продажами. Проблема: если ведется личная работа с ключевыми клиентами, то чаще всего этим занимаются сами директора. А этот ресурс в компаниях «не резиновый». Но главное — вместо решения своих задач директор занят работой, которую должны выполнять другие люди.
А чем занят отдел продаж, если он есть?
Чаще всего отдел продаж занят обслуживанием. Обслуживают клиентов, которые уже есть, и которые сами обращаются по вышеперечисленным причинам. Конечно, это очень важная функция, без нее компания остановится. Но этого недостаточно для роста и развития компании. Точнее, рост случается только, если растет рынок или во время сезонных подъемов.
Кто виноват в такой ситуации?