Вадим Тачкин, директор консультационной компании «Вива Капитал» (торговая марка ViVa Invest):
— В 2009 г. в СМИ появилась информация об инициативе государства по созданию национального классификатора жилой недвижимости, который позволит строить не только типовое жилье, но и объекты с улучшенными потребительскими характеристиками. Необходимость в такой систематизации была вызвана планами государственных компаний по строительству жилья на коммерческой основе с целью его дальнейшей реализации различным категориям потребителей. В развитие этого начинания, наша компания, изучив опыт и стандарты ведущих мировых консалтинговых групп, разработала собственную классификацию строящихся жилых объектов и представила ее в комиссию Палаты Представителей Национально собрания Республики Беларусь. Увы, но пока эта инициатива так и не нашла своего отражения в каком-либо нормативном документе.
В нашей системе классификации мы постарались учесть все основные факторы, влияющие на причисление объекта к тому или иному классу — в классификаторе используется 80 параметров, разделенных на 7 основных групп: месторасположение, конструктивные особенности жилого дома, обустройство здания и придомовой территории, безопасность и сервис, социальная инфраструктура здания, материалы и оборудование, техническая инфраструктура.
— Нужна ли рынку единая классификация и кто должен ее делать? Какова роль государства в этом процессе?
Андрей Астрейко: — Несомненно, нужна. Что касается роли государства, то если оно станет навязывать какую-то свою классификацию — это может только усложнить процесс. Примером может быть существующее выделение жилых домов повышенной комфортности, которое не даёт достаточного представления о качественных характеристиках дома для потребителей, но создаёт различные условия для деятельности застройщиков и, как следствие, сдерживает развитие рынка.
Классификация должна быть в меру гибкой, чтобы иметь возможность учитывать новые технологии в строительстве, рост требований со стороны потребителей и при этом оставаться их надёжным ориентиром на рынке. В первую очередь она должна быть понятной потребителю. Классификация, которую мы разработали и применяем, уже не в полной мере отвечает потребностям и будет пересматриваться. Например, сегодня очень много жилья относят к классу «бизнес» и потребитель не всегда представляет, что он в итоге получит. Свою классификацию мы сделаем проще, чтобы параметры, по которым классифицируются объекты, были более понятными. Но создание классификации не должно быть односторонним движением со стороны риэлтеров или аналитиков, нужно совместное желание всех участников рынка, в том числе и застройщиков, сделать общение более прозрачным.
Вадим Тачкин: — Четкое разграничение по типам жилья позволит застройщикам, вне зависимости от формы собственности, позиционировать новостройку в том или ином сегменте, а потребителю понимать, чем один объект отличается от другого и почему в одном и том же квартале предлагаются дома с различной стоимостью квадратного метра. Классификатор необходим чтобы сбалансированно застраивать новые территории, а также проектировать дома, опираясь не только на знания архитекторов, но и учитывая опыт продавцов и консультантов. В свете последних изменений в законодательстве, строительство жилья эконом-класса в столице теряет свою привлекательность в глазах коммерческих компаний, поэтому стоит ожидать увеличения доли строительства нетипового жилья улучшенных потребительских характеристик. Однако каким оно должно быть, каждый из застройщиков понимает по своему, что дезориентирует конечного потребителя и не позволяет ему сделать осознанный выбор. Безусловно, главенствующая роль в формировании типологии нового жилья остается за государством, однако без участия коммерческих компаний ему вряд ли удастся создать документ, максимально соответствующий особенностям белорусского рынка жилой недвижимости. В связи с этим, Ассоциация застройщиков объектов жилой недвижимости всегда открыта для конструктивного диалога и готова представить свои предложения законодателям.
— Как много застройщиков «завышают» класс своих объектов? Или все же они стараются быть объективными?
Андрей Астрейко: — Сегодня завышение чаще всего встречается в элитном классе. Покупатель в данном случае зачастую ожидает увидеть совершенно не то, что застройщики предлагают в своих объектах, позиционируемых как элитные.
Вадим Тачкин: — Любой продавец хвалит свой товар всеми доступными способами. Просто иногда мы встречаем случаи, которые не иначе как недоразумением назвать нельзя. Дома, построенные на частных земельных участках, называют клубными, в спальных микрорайонах предлагаются новостройки бизнес-класса и т. д. Во всем мире добавочную стоимость объекту дает его соответствие определенному классу, у нас же пока высокую цену пытаются объяснить завышенным уровнем качества, «притянутым за уши».