Свой взгляд на реформирование облика Минска имеет и Белорусская ассоциация студентов-архитекторов. Его они обсудят за круглым столом со специалистами, бизнесменами и представителями городской администрации.
Нужна ли культурная жизнь в спальном районе?
Евгений и Олег отметили, что инфраструктура минских спальных районов оставляет желать лучшего. Основная культурная жизнь кипит в центральных районах города, а «спальники» являются насаждением бетонных коробок и не всегда окружены даже парками или скверами. Почему так происходит? Потому что любому бизнесу невыгодно развиваться на окраинах. У ребят на это свой ответ.
Олег Ларичев: «В Вильнюсе группа активистов с нулевым бюджетом взялась за облагораживание одного из спальных районов. После того, как район стал своеобразным центром паблик-арта, цены на недвижимость там начали расти, а поток средств от бизнесменов — вкладываться в создание развлекательных центров в пределах «спальника».
Потенциал заброшенных зданий
Заброшенные здания, пустующие годами, разбросаны по Минску единично, островками и даже промышленными структурами. Польза от них, по мнению Олега и Евгения, нулевая. В Америке давно ввели в практику джентрификацию — передачу заброшек на «растерзание» заинтересованным людям. Стоимость аренды — незначительная. Через некоторое время там открываются лофты, кафе, галереи, креативные кластеры, проводятся фестивали. Выгоду такого нестандартного решения поняли агентства недвижимости, которые выкупают территорию и отдают ее художникам и музыкантам. Позже они получают элитарный комплекс, который можно сдавать и продавать за хорошие деньги.
Евгений Клишевич: «Наглядный пример — Ужупис, заброшенный польский район в Вильнюсе. Как историческое наследие сносить его запрещалось, реставрировать никто не спешил. Администрация города не создавала препятствий художникам, хиппи и прочим интересным личностям селиться там и самовыражаться. Сегодня на месте изолированного местечка — жилой район, который сравнивают с Монмартром в Париже».