О том, что мешает белорусскому бизнесу развиваться
— Построить бизнес нелегко везде, развить его еще сложнее, поэтому утверждение, что его тяжело создать в Беларуси, спорное. В нашей стране условия для бизнеса в разных отраслях разные. Я всегда использую такой метафоричный образ: это тропическая горная страна. У подножья гор — тропические сады, а есть еще тундра и снега. Это означает, что у нас есть сферы, где регулирование жесткое, например, медицина или страховой бизнес. Но если ты экспортно-ориентированная компания в свободной экономической зоне, то ты ешь тропические фрукты.
Есть бизнес-рейтинги, где мы входим в десятку, а есть и те, где мы в конце списка. Определенные проблемы у нас есть. Например, с доступом к инфраструктуре, где государство является монополистом. Здесь не отрегулированы многие вещи, которые требуют своего решения.
Если спросить любого предпринимателя о проблемах в бизнесе, он скажет — налоги. Я бы это не учитывал, так как их хотели бы не платить все и везде. Все остальные проблемы связаны с макроэкономической стабильностью: боязнь девальвации, дорогие деньги — один из элементов ожидания нестабильности. Это главный тормоз развития частного сектора. Можно сделать очень привлекательные условия для открытия бизнеса, но если нет финансирования, то это и барьер для открытия бизнеса, и для его развития.
Такая ситуация у нас была всегда. При этом есть экспортно-ориентированные компании, которые в условиях девальвации, высокой инфляции и дорогих денег выживали, так как генерировали валюту. Эти предприятия не зависели от внутреннего экономического климата.
Либерализация нашей экономической среды началась в 2006 году. С тех пор появилось много компаний, которые ориентированы на внутренний рынок. Для меня простым показателем является улица К. Маркса. В 2006 году там было два кафе. Сегодня улица, и не только она, усыпана различными заведениями. Для дальнейшего развития компаний на внутреннем рынке нужно финансирование. Дорогие деньги сейчас являются главным препятствием. Почему они дорогие? Потому что у нас неэффективный государственный сектор, который постоянно приходится дотировать. Это вызывает напряжение в денежной системе и тормозит рост как государственных, так и частных компаний. Резюмируя, основная проблема развития частного сектора — это реструктуризация государства.
О сферах, которые могли бы приносить большие деньги
— Все зарегулированные сферы могли бы развиваться эффективнее. Нет такого, чтобы бизнес не видел потенциала там, где он есть. Бизнес перекатывается, как ртуть — куда есть возможность, туда и катится. Если не катится, значит там есть препятствия.
Если говорить о сферах, которые мы могли бы подрегулировать, то это, в первую очередь, зеленая экономика, работа с отходами. Например, европейский рынок органических удобрений растет на 10−15% в год. В это же время отходы животноводства и птицеводства заполняют страну в очень высоком темпе. Мы тонем в мусоре, который может приносить сегодня деньги. Это та ситуация, когда все «за» — и государство, и частный сектор, но существуют регуляционные барьеры, которые не позволяют этим проектам реализовываться. Плюс местная власть не умеет работать с инвесторами для решения этих задач.
О том, почему зарубежные инвесторы не спешат вкладывать деньги в белорусские проекты
— У меня на этот счет есть книга «Как привлекать иностранные инвестиции». Она основана на опросе всех потенциальных инвесторов. Первое решение об интересе к стране инвестор принимает, ориентируясь на ту прессу, которую он читает. В международных СМИ мы представлены, как «последняя диктатура Европы». Наше государство предпринимает минимум усилий, чтобы рассказать, как устроена белорусская экономика и какие здесь есть возможности. Приведу пример. Мы делаем конференцию «Кастрычнiцкi эканамiчны форум», на которую приезжает много зарубежных гостей. Люди, которые приезжают на это мероприятие впервые, уезжают кардинально изменив свое представление о Беларуси. Они видят чиновников, которые обсуждают реформы и генерируют интересные идеи, они получают информацию о реальной структуре экономики. Многие из них очень удивляются.
Образ Беларуси на международной арене непривлекательный. У нас нет хороших историй успеха крупных инвестиций. Плюс регулярные новости о том, что у нас бизнесменов сажают в тюрьму, тоже оставляют крайне негативное впечатление для иностранных инвесторов. Я допускаю, что налоговые нарушения могут быть, но нигде в мире нет такой на это реакции. Есть процесс, суд, договоренности, но зачем людей держать в тюрьме?
О белорусских ТОП-менеджерах и их слабых сторонах
— Единственная слабая сторона белорусского бизнеса — это неумение вести переговоры с инвесторами, привлекать их. Я сейчас не говорю об IT-секторе, там своя специфика, и наши IT-руководители хорошо со всем справляются. Я говорю о более традиционном бизнесе. Как-то у нас гостил профессор из «Бэбсон-колледжа». На встречу с ним мы пригласили белорусских предпринимателей, бизнес-ангелов, которые активно инвестируют. После разговора с ними этот профессор сказал: «Вы не инвесторы, вы просто ангелы, вы помогаете людям, но вы не умеете инвестировать». Наши предприниматели имеют мало опыта в продажах своего бизнеса и умении зарабатывать на чужом.
О том, в чем преимущества белорусского бизнеса
— Большинство наших предпринимателей не ограничивают себя только белорусскими границами. Мы очень легко смотрим на любые другие рынки. Я говорю не только об IT, но и о традиционном бизнесе.
Жесткие условия, в которых белорусский бизнес вырос, очень закалили его. Его приучили платить налоги, вести отчетность, что до сих пор в России и Украине дается плохо. Следовать закону — это европейская черта. Далее, наш бизнес совершенно не ждет поддержи откуда бы то ни было, в то время как российские и украинские бизнесмены постоянно хотят «присосаться» с государственному бюджету. Наш бизнес рассчитывает только на себя, и это — хорошее качество. Он дисциплинирован внутренне и внешне, он отрыт миру — все это позволит нашим предпринимателям обуздать все трудности. Я довольно оптимистично смотрю на будущее белорусского бизнеса. Он очень похож на шведский и немецкий. Важная его черта — ориентир на высокое качество, что тоже выгодно отличает нас от подхода к бизнесу в соседних странах.