Как живется людям в новой Лошице, которая всем очень нравится, и в старой, которую скоро снесут
28.09.2021 17537
Екатерина Апарина, Фото Павел Садовский
Интересные дома, широкие улицы, закрытые дворы, рядом — большой парк со старинной усадьбой, гипермаркет, спорткомплекс с бассейном. Наверняка, именно об этом мечтает каждый минчанин-новосел. И ближе других к этой идиллической картинке, как нам кажется, приближается микрорайон Лошица. Мы съездили на южную окраину Минска и посмотрели, как массивы новостроек постепенно «съедают» частные дома и узнали, что о своем районе думают местные жители.
«Мы и в Новую Боровую ездили, и в „Минск-Мир“, но выбрали в итоге все-таки Лошицу»
Деревня Лошица (до революции известная как Лошица Любанского) вошла в состав столицы в 1985 году. В советские годы здесь, в бывшем имении Евстафия Любанского, располагалось опытное хозяйство НИИ картофелеводства и плодоовощеводства. В то время Лошица представляла собой обычную городскую окраину с неоднородной постройкой. Здесь были и старые деревенские дома, и парочка невзрачных силикатных двухэтажек, и своя «рублевка» — улица добротных коттеджей, в которых жили работники института.
Прямо над деревней тогда проходила глиссада самолетов, вылетающих из аэропорта «Минск-1». Учитывая это, местные жители были уверены, что строительство высоток им не грозит.
Все изменилось с началом 2000-х. Аэропорт закрылся, а в Лошице началось массовое жилищное строительство. На совхозных полях стали, как грибы, расти многоэтажки. К 2015 году, когда стройка должна была уже завершиться, город принял решение добавить к четырем лошицким кварталам еще шесть.
Сегодня новая часть микрорайона напоминает одну большую стройку. Куда бы ты не бросил взгляд, наткнешься на новые «столбики» или разноцветные «дома-полукольца».
Мы решаем начать знакомство с районом с Лошицы-9. Тут на улице Янки Лучины в эксплуатацию сдали два жилых дома, открыли детский сад и новую школу с бассейном на 1020 учащихся. Еще один детский сад, а также детская поликлиника — в проекте. Учреждение здравоохранения на 480 посещений, к слову, расположится прямо на перекрестке улиц Янки Лучины и Чижевских.
Вообще, 19-этажные «столбики» популярной серии М111−90 от «МАПИД» можно считать местным ориентиром: интересный фасад благородных цветов и панорамное остекление лоджий, безусловно, обращают на себя внимание.
Возле одной из новых высоток встречаем молодую семью. Ребята переехали в Лошицу из Шабанов.
— Инфраструктура тут однозначно лучше. Рядом — школа и детский сад, поликлиника — через остановку. У нас окна выходят на зеленую зону, на природу. Ничего рядом вроде не будет. Обзор не должно закрыть. Да, и с парковкой нету проблем. Вообще, мы за этим домом следили с самого начала, еще с момента закладки фундамента. Рассматривали с мужем разные районы: и в Новую Боровую ездили, и в «Минск-Мир», но выбрали в итоге все-таки Лошицу. Для того, чтобы приобрести здесь квартиру, пришлось даже подежурить у дверей застройщика, отстоять очередь. Желающих купить жилье, пусть и по коммерческим ценам, тогда было много.
Те самые закрытые дворы: проверили — не дует
Мы переходим улицу, проходим вперед по широкому тротуару, удивляемся массивным конструкциям пешеходных переходов (как в метро) и попадаем в Лошицу-8. Всего тут будет возведено 19 жилых домов. Шесть многоэтажек уже сдали в эксплуатацию, еще 5 жилых домов должны быть сданы в ближайшее время. В планах − еще несколько новостроек, а также школа и детский сад. Вообще, по садикам и школам Лошица, если все получится, переплюнет всех — собственные, почти «придомовые», учреждения образования запроектированы тут чуть ли не в каждом дворе. Приедем сюда через несколько лет — проверим.
А пока что Лошица-8 — это яркие дома с необычными для Минска дворами, свободными от машин. Несмотря на холодный ветер, мы решаем прогуляться по территории и сразу же оцениваем преимущество закрытого двора: здесь почти не дует! Попасть на детскую площадку можно через арку, проходы между домами либо из подъездов, имеющих по два выхода.
Что касается квартир в восьмой Лошице, то все они предназначены для «очередников» (многодетных семей и других нуждающихся). Стоимость «квадрата» с отделкой весной начиналась от 519 долларов.
Кстати, проектировал микрорайоны Лошица 8.1 и 8.2 институт «Военпроект». Именно он разработал четыре крупные группы домов с полузамкнутыми дворовыми территориями, свободными от транспорта.
На улице Янки Лучины растет еще один важный объект, без которого жизнь минчанина не будет считаться полноценной. Это — физкультурно-оздоровительный комплекс. В лошицком «Мандарине» (комплекс будет построен по тому же проекту, что и «собрат» в Заводском районе) будет несколько бассейнов, ванны для гидромассажа, а также термальный комплекс с банями, саунами и прочими хамамами. Сдать объект в эксплуатацию планируется в мае будущего года.
Уже на выезде на Игуменский тракт замечаем еще одну стройку — это Лошица-7. В самом маленьком микрорайоне будет всего 5 жилых домов. Особенность квартала в том, что здесь не будет «панелек». Возведение трех жилых домов и паркинга уже началось. Несмотря на то, что дома здесь строятся по индивидуальным проектам, квартиры в новостройках предназначены только для нуждающихся. Цены на квартиры опубликовали еще в марте: они начинаются от 611 долларов за метр.
«Если у города деньги будут — нас снесут. А пока денег нету — так стоим»
Мы же решаем посмотреть, как идет снос деревни Лошица. Направляемся к остаткам частного сектора и замечаем маму с ребенком-школьником. Оказывается, что они живут в многоэтажках, но каждый день ходят через тихие деревенские улочки в Лошицкий парк.
— Мы живем тут уже несколько лет. Вообще, район прекрасный, нам очень он нравится. Школы, садики, магазины, все есть. Вот у сына во 2-м классе 24 человека. Мне кажется, это неплохо. В других районах, я знаю, и по 30−35 детей набирают. В саму школу мы попали без проблем. Что касается магазинов, то есть и «Гиппо», и «Виталюр», и «Евроопт». Выбирай, лишь бы деньги были. Вот сейчас идем в парк, батон взяли, чтобы уток кормить. Вообще, усадебный парк — наше самое любимое место для прогулок. Единственный проблемный момент — поликлиники. Я сама работаю в детской поликлинике, так у нас сейчас между 22-й и 37-й поликлиниками идет настоящая «война миров» — никто не хочет брать на себя обслуживание бывшей деревни Корзюки. Новые высотные дома там построили, а поликлиник не хватает. Представьте, у нас на одном участке при запланированной загрузке в 100 человек принимают по 400 человек в день! Ну куда это годится?!
Прощаемся с любителями уток и углубляемся в частный сектор. По плану города здесь, на самой «козырной» территории, примыкающей к парку и реке Свислочь, должны быть возведены «лошицы» под номерами 5 и 10. Пятую собирается строить УКС Ленинского района, десятую — МАПИД по заказу УКС Мингорисполкома. Каждая из организаций сейчас разрабатывает собственные проекты застройки и пытается разобраться с главной проблемой — соблюдением имущественных прав собственников. С последним, представьте себе, опять есть вопросы. То, что сносу в бывшей деревне не рады, понятно сразу. Несколько добротных коттеджей «украшены» соответствующими растяжками.
Пытаемся достучаться до хозяев, но вероятно многие из них на работе. Наконец, из одного дома, правда, без SOS-растяжки, выходит женщина. Валентина Петровна рассказывает нам, что живет тут с 1957 года. Этот дом получила ее мама, как сотрудник НИИ картофелеводства и плодоовощеводства. За десятки лет в доме выросло несколько поколений. Сейчас во дворе в выходные дни скачут на батуте внуки хозяйки. По словам женщины, большинство жителей Лошицкого переулка против сноса.
— С 2015 года мы пытаемся доказать, что у нас благоустроенные дома, и нас надо оставить в покое. Уезжать из этих мест не хочет никто. Какое-то время считалось, что высокоплотная застройка может соседствовать с низкоплотной, наши дома даже собирались объявить памятником архитектурно-строительной среды, но потом от этой идеи отказались. Сегодня весь частный сектор хотят стереть с лица земли и построить тут многоэтажки. К тому же, мы узнали, что из возможной компенсации убраны два варианта. Ни о переносе старого дома, ни о постройке аналогичного, теперь уже можно не мечтать. Особенно в Минске. Единственное, на что мы можем претендовать — это получение квартиры или денежной компенсации. Но таких домов за предлагаемые деньги мы, конечно, не купим.
Возле одного из частных «подворий» видим мужичков, которые что-то грузят в автомобиль.
− Ну что, сносят вас?
− А кто ж его знает. Если деньги будут — снесут. А пока денег нету — так стоим. Если надо и еще сто лет простоим.
Мы проходим дальше и понимаем, что пока переулок внутри деревни сопротивляется, некоторые из домов на окраинах уже выселены и снесены. Кому-то город выделил квартиры, и люди переехали, к кому-то еще ходят оценщики. На одной из улиц нам навстречу идет молодая девушка. Узнаем, что она живет в частном доме с мужем и его родителями. Спрашиваем, не хотела бы переехать в квартиру?
— А вы бы разве хотели отсюда переехать? — отвечает девушка вопросом на вопрос.