Снижение арендной ставки, «заморозка» курса или бесплатный вай-фай? Как выживают бизнес-центры в кризис
28.09.2020 2488
Действительно ли айтишники покидают Минск? Упали ли цены на аренду коммерческой недвижимости? Как, вообще, выживают бизнес-центры в кризис? Эти и другие вопросы обсудили спикеры семинара «Бизнес-центры: формируем иммунитет к кризису», организованного «Академией девелоперов».

Собственники больше не могут диктовать условия. Дефицита офисных площадей нет
О текущем состоянии рынка коммерческой недвижимости участникам семинара рассказал заместитель начальника отдела административной недвижимости АН «Твоя столица» Сергей Войтов. По данным агентства, в Минске сейчас работают 136 бизнес-центров общей площадью 1,6 миллиона «квадратов». Много это или мало? С одной стороны, если сравнивать с Минском хотя бы 10-летней давности, то миллион «квадратов» офисной недвижимости — это достаточно много, с другой — мы все еще продолжаем отставать от соседей. В частности, в Киеве в настоящий момент — 2,2 миллиона «квадратов» бизнес-центров, в Санкт-Петербурге — 3,6 миллиона, в Варшаве — 5,7 миллиона «квадратов».
— Одна из последних тенденций — полная переориентация рынка офисов с покупки на аренду. Если в начале 2010 годов офисы покупали еще на стадии строительства, то после падения рынка в 2015 году, многие компании пришли к выводу, что гораздо выгоднее арендовать офисы в Минске, чем их покупать. Несмотря на то, что в данный момент у нас в аренду предлагается только 5,7% от всех площадей, в условиях политического и экономического кризиса эффект дефицита, который мы наблюдали еще недавно, фактически сошел на нет. Ковид, переход на удаленную работу, политический кризис и переезд некоторых компаний на новое место жительства привели к тому, что предложений в сегменте офисной недвижимости стало гораздо больше. На начало сентября мы имеем 60 тысяч «квадратов» в аренду.
Серей Войтов отметил, что в настоящее время арендаторов чаще всего интересуют небольшие помещения площадью 50−100 квадратных метров. Стандартные требования арендаторов — развитая инфраструктура, близость метро, наличие парковки, круглосуточный доступ в здание и презентабельные места общего пользования.
Что касается цен, то если еще в начале этого года рынок был в руках арендодателей и спрос не удовлетворялся предложением, то в марте ситуация резко изменилась. Ставки пошли на спад, вакантность начала расти и теперь у арендаторов с каждой неделей растет возможность выбора по более низким ставкам. Сегодня собственники уже не могут диктовать свои условия.
В среднем, стоимость аренды квадратного метра в августе для офисов составила:
Класс, А — 30 евро
Класс B+ - 18 евро.
Класс B — 11
Класс С — 8 евро
— Конечно, немалую роль в появлении на рынке свободных помещений сыграли айти-компании. Не секрет, что сейчас они либо работают на удаленке, либо сужаются, либо задумываются о переезде. По моим данным, только в последние недели порядка 100 компаний попросили посольство Литвы в Беларуси проконсультировать их по поводу переезда.
Заявки от зарубежных корпораций заморожены. Спасут ли ситуацию российские компании?
Специалист отметил, что в ближайшее время рынок ожидает стагнация арендных ставок и последующее их снижение. Точные темпы снижения спрогнозировать достаточно сложно, но в том, что это случится, никто не сомневается.
— Много заявок от зарубежных корпораций и их представителей на белорусском рынке сейчас просто заморожено. Что касается россиян (по заявкам от иностранцев — Россия в лидерах), то сейчас их активность сдерживают обстоятельства. Из-за коронавируса и закрытых границ представители бизнеса, увы, практически перестали прилетать в Беларусь.
Отвечая на вопрос слушателей «А существуют ли рецепты, которые может предпринять бизнес-центр, чтобы замедлить снижение ставок и удержать арендаторов?», спикер ответил:
— Те, кто еще зимой снизил арендные ставки на 10−30%, уже весной получил арендаторов. Также я рекомендую «заморозить» курс евро на полгода или год.
Говоря о новом строительстве, Сергей Войтов отметил, что успешными, на его взгляд, будут концепции развития офисов класса, А и B+. То есть, самого высокого класса. Также специалист в сфере офисной недвижимости посоветовал строить больше помещений кабинетного типа: в последнее время компании все чаще хотят трансформировать модный опен-спейс в более закрытый формат. Из новых форматов аренды, которых в Минске пока нет, Сергей выделил executive office building — офис для топ-менеджеров для работы с вип-клиентами.
Также перед слушателями выступили эксперт по управлению жилой и коммерческой недвижимостью Ассоциации собственников недвижимости Беларуси Алексей Игнатов и основатель компании Business Tools Дмитрий Исмагулов. Алексей Игнатов рассказал, как выглядит идеальный офис глазами крупного арендатора. К примеру, среди способов повысить привлекательность площадей и при этом не требующих больших вложений он назвал создание общественных зон, электронный кабинет для арендатора (онлайн-оформление заявок
Читайте также:
«У всего есть своя цена». В центре Минска продается уникальное здание под хостел (но это не точно)