В Беларуси изменили механизм перерасчета за некачественные услуги ЖКХ. Как теперь можно вернуть деньги?

21.03.2019 1733

С 17 марта в Беларуси действует новый порядок перерасчета платы за основные услуги ЖКХ, в том числе — за услуги, которые оказали некачественно, с перерывами или не оказали вовсе. Нововведения предусматривает постановление Совета министров № 133 от 28 февраля 2019 года. Новый порядок возврата денег гражданам объяснил Портал коммунальной грамотности населения.

Фото: Павел Садовский

Водоснабжение

Раньше гражданин имел право потребовать перерасчет в размере 10% от стоимости водоснабжения, если состояние воды не соответствовало санитарным нормам: например, в ней были завышены показатели железа. В этом случае перерасчет оказывался незначительным: в среднем семья из 3 человек в 2-комнатной квартире могла вернуть чуть больше рубля. Поэтому многие жители не хотели тратить время и силы на сбор документов.

Сейчас размер перерасчета будут поэтапно увеличивать до 30%: в этом случае граждане смогут вернуть в семейный бюджет более значительную сумму.

Стратегия плавного увеличения оставляет для водоканалов возможность модернизировать производство: построить станции обезжелезивания, поменять оборудование на скважинах, реконструировать очистные сооружения. Предприятия могут не воспользоваться предоставленным временем для усовершенствования своей деятельности. Таким водоканалам за свою нерасторопность придется расплачиваться в буквальном смысле рублем, отмечает Портал коммунальной грамотности населения.

Инфографика: Портал коммунальной грамотности населения (gkx.by)

Положение № 133 вводит возможность пересчета стоимости воды в случае предоставления услуги с перерывами. То есть, если в течение месяца воду будут отключать более 2 раз на время, превышающее установленное техническими нормативными правовыми актами (ТНПА), то жители имеют право обратиться в организацию с требованием уменьшить на 10% плату, начисленную за весь месяц. Допустимое расчетное время ликвидации аварий может варьироваться от 8 до 24 часов в зависимости от системы водоснабжения.

Если качество питьевой воды не будет соответствовать санитарным нормам, размер платы за услугу холодного водоснабжения уменьшат:

— в 2019 и 2020 годах — на 10 процентов;

— в 2021 и 2022 годах — на 15 процентов;

— в 2023 году — на 20 процентов;

— в 2024 году — на 25 процентов;

— в 2025 году и последующие годы — на 30 процентов.

Однако коммунальщики вернут гражданам деньги за оказание некачественной услуги только за период ее оказания.

Если по результатам замеров окажется, что температура горячей воды в квартире в течение более 3 суток подряд не поднимается выше +50°С, то за каждый градус снижения размер платы за горячее водоснабжение уменьшат на 2,5 процентного пункта за период предоставления некачественной услуги.

Фото: Павел Садовский

Отопление

Раньше гражданин был вправе обратиться за перерасчетом, если температура воздуха в квартире больше суток не поднималась выше +18°С. Положение № 133 сохраняет эту норму. После замеров температуры специалистами ЖКХ размер платы уменьшат с учетом недопоставленного тепла.

Однако самым спорным вопросом всегда была проблема так называемых перетопов. Из-за слишком высокой температуры жителям некоторых квартир зимой приходилось сутками держать форточки открытыми. Поставщика тепла такая ситуация вполне устраивала, потому что счетчики на входе в жилой дом не делят гигакалории на нужные и лишние.

Положение № 133 вводит норму, при которой перетопы станут головной болью не потребителя, а исполнителя услуги. Сейчас предусматривают перерасчет платы за отопление при температуре воздуха в жилом помещении выше +24°С более суток. То есть, каким бы ни был перегрев, потребитель будет платить по счетчику только за тепло, которое поддерживает температуру в квартире до +24°С. Отопление выше этого уровня оплатит поставщик услуги.

Инфографика: Портал коммунальной грамотности населения (gkx.by)

Техническое обслуживание

Положение № 133 изменило механизм перерасчета за техническое обслуживание в случае несоответствия требованиям ТНПА и законодательства.

Техническое обслуживание дома — перечень работ, которые хаус-мастера и профильные специалисты выполняют в самом доме. В этот перечень входят работы по обслуживанию инженерного оборудования (сетей, труб), а также работы в подъездах, в подвалах, на крышах, на чердаках. Все работы выполняют с разной периодичностью (1 раз в месяц, 1 раз в год, 2 раза в год) в разное время. Для этого в организации ЖКХ составляют график и ведут учет.

Если эти графики нарушают и работы не проводят, размер платы за техобслуживание снижают:

— на 10% — если работы связаны с конструктивными элементами жилого дома;

— на 25% — если работы связаны с техническим обслуживанием инженерного оборудования.

В случае некачественного оказания услуги размер платы за техническое обслуживание могут уменьшить в извещениях всех проживающих в доме жильцов. Для этого достаточно заявления одного из собственников.

Инфографика: Портал коммунальной грамотности населения (gkx.by)

Отходы и санитарное содержание вспомогательных помещений

Положение № 133 изменяет порядок перерасчета за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Как и прежде, плату за вывоз мусора уменьшат на то количество дней, когда мусор не вывозили. Но теперь это можно сделать на основании утвержденных схем обращения с коммунальными отходами на территории определенного населенного пункта.

Условия вывоза мусора в этих схемах могут быть разные: каждый день или несколько раз в неделю. Все зависит от образования мусора, количества контейнерных площадок, наличия транспорта, расстояния между населенными пунктами. Схемы утверждают местные исполнительные комитеты.

Иначе говоря, если в соответствии со схемой отходы должны были вывозить 6 раз в месяц, а фактически вывезли 5 раз, плату за вывоз ТКО уменьшат за 1 неиспользованный вывоз. Маршрутные графики обслуживания жилых домов жители могут посмотреть в обслуживающей организации.

Подобный принцип действует и в отношении санитарного содержания вспомогательных помещений. Уборку подъезда и других мест общего пользования проводят в соответствии с графиками, установленными организацией, оказывающей услугу. Если уборки не было (по заявлению потребителя установили факт неоказания услуги), то жителям всех квартир в подъезде придут извещения с уменьшенной платой.

Фото: Павел Садовский

Газ и электричество

Положение № 133 устанавливает, что допустимая продолжительность перерывов в газоснабжении и электроснабжении не должна превышать 24 часа. Если ремонтные работы в сетях затянутся на более длительный период, размер платы за эти услуги должны уменьшить на 10%.

Инфографика: Портал коммунальной грамотности населения (gkx.by)

Почему ввели изменения?

Правительство приняло решение ужесточить ответственность за качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), подчеркивает Портал коммунальной грамотности населения.

Работники организаций жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которые обеспечивают предоставление ЖКУ, должны понимать: несоответствие качества услуг установленным требованиям, нормативам и параметрам повлияет в том числе на уровень заработной платы работников.

Переход отношений в экономическую плоскость позволит воспитать чувство собственника у потребителей и повысить чувство ответственности у поставщиков жилищно-коммунальных услуг, надеется Портал.

Фото: Павел Садовский

Читать:
Поделиться: