«Иногда, чтобы продать квартиру, нужно пережить войну». Откровенный разговор с опытным риэлтером
28.02.2019 3 5148
Заместитель директора агенства недвижимости «Дианэст» Нина Волчек отмечает юбилей — 60 лет. Мы решили откровенно поговорить с опытным риэлтером о самых интересных случаях в ее практике. Человеку, у которого за плечами 13 лет службы в МВД, 13 лет работы в нотариальной конторе и 13 лет работы в агентстве недвижимости, есть что рассказать.
— За многолетнюю практику в агентстве недвижимости мне приходилось сталкиваться с абсолютно разными жизненными ситуациями. Интересных и необычных сделок на столичном рынке недвижимости действительно много, — уверена Нина Волчек. — При приобретении жилья нужно знать тонкости законодательства. Только при комплексной проверке и получении всех необходимых документов заключается договор с покупателем. Если не собраны документы, не получены согласия, то проведение сделки в агентстве невозможно. При заключении договора с обеими сторонами сделки на услуги выдается чек, после проведения данной сделки мы несем полную ответственность за результат.
Дом, который продавала лишенная родительских прав мама
Однажды в агентство обратилась семейная пара с тем, чтобы продать родительский дом в пригороде Минска. По документам с домом все было в порядке: первые владельцы оставили дом в наследство дочке (клиент), она в нем с рождения и зарегистрирована. По этому же адресу был зарегистрирован только ее муж.
— Как человек, который 13 лет проработал заведующей нотариальной конторой, я интуитивно чувствовала какую-то загвоздку в прозрачной на первый взгляд сделке. Стала допытываться у владелицы дома, есть ли у нее дети. Она нехотя призналась, что действительно: дети есть. Однако она лишена родительских прав, и они проживают в доме-интернате, где и зарегистрированы на данный момент, — рассказала риэлтер. — В итоге сделка купли-продажи все-таки была проведена. Однако сначала мы получили официальное разрешение на продажу с учетом несовершеннолетних детей в интернате. В дальнейшем мы помогли бывшей собственнице взамен приобрести квартиру в ближнем пригороде Минска, где она и зарегистрировалась позднее.
Самая быстрая сделка — за 3 часа
Самая быстрая продажа состоялась с квартирой по ул. Кальварийской. Как только была опубликована реклама по этому объекту недвижимости, в агентство поступил звонок: «Мы из Витебска, но сейчас проездом в столице. Очень интересуемся этой квартирой. Когда можно прийти на осмотр?». Уже через пару часов покупатели были на месте, где буквально влюбились в апартаменты. Тут же приехал и продавец, и был заключен договор купли-продажи. Получается, что с момента рекламы прошло не более 3 часов. Пожалуй, это довольно редкий случай, когда объект по средней рыночной цене «улетел» так стремительно.
Сложнее всего продать комнату, иногда сделка может занять более 3 лет
Сейчас все чаще и чаще можно встретить объявления о продаже комнаты или доли в квартире. И, по словам специалиста, здесь бывают случаи, когда сделка может состояться только через 3 года. Например, однажды совладелица двухкомнатной квартиры была категорически против продажи второй комнаты. Действовала она решительно, подчиняясь принципу: «На войне все средства хороши».
— С продажей комнаты в той ситуации возникали определенные сложности, — вспоминает Нина Волчек. — Например, владелица второй комнаты любила вывешивать на нитку в коридоре свое нижнее белье. Иногда она это делала прямо во время показа комнаты потенциальным покупателям. Конечно, люди отказывались от покупки сразу на старте. Тем не менее, со временем комната все равно продалась. Совладелица квартиры подружилась с покупательницей, и, насколько мне известно, они живут до сих пор вместе в той же квартире.
Комнату или долю в квартире чаще всего продают в связи с бракоразводным процессом. Бывшие супруги не могут договориться о приемлемом разделе имущества и решают вопрос путем продажи своей доли. Такие сделки, по словам сотрудника агентства недвижимости, проводить действительно сложно.
— Одна из самых сложных сделок в моей практике связана как раз с продажей комнаты, — рассказала специалист рынка недвижимости. — Четырехкомнатная квартира была расположена в Боровлянах. Три комнаты принадлежали первой жене, еще одна — второй. После смерти мужа молодая жена переехала жить в эту квартиру, и жизнь обеих женщин превратилась в кошмар. В какой-то момент дети от первого брака забрали маму к себе и выставили на продажу 3 комнаты. Более 3 лет мы не могли найти покупателя на этот объект недвижимости. Продавать всю квартиру целиком молодая супруга не соглашалась, аргументируя это тем, что ей взамен комнаты нужна однокомнатная квартира.
— В конечном счете сделка все же состоялась — мы продали квартиру полностью. Собственница трех комнат смогла взамен купить однокомнатную квартиру в Минске, а совладелица — «однушку» в пригороде. В итоге все остались довольны, но усилий эта сделка потребовала колоссальных.
Иногда, чтобы продать комнату, нужно переехать туда жить
В четырехкомнатной квартире на Шаранговича продавались две комнаты. Как и в большинстве случаев, причиной продажи стал развод супругов-владельцев квартиры. В агентство обратился бывший муж, который не мог использовать свою часть недвижимости. Совладелица квартиры попросту закрыла чужие две комнаты и проживала в квартире как в «двушке». При этом счета за электричество, воду, отопление делились между собственниками пополам, и бывший супруг был вынужден оплачивать коммунальные услуги, которыми не пользовался. На момент обращения в агентство недвижимости «война» длилась уже более 4 лет.
— В той ситуации я посоветовала собственнику двух комнат переехать туда жить. Конечно, это было трудно и вызывало множество споров, вплоть до судебных разбирательств. Бывшая супруга умудрялась, пользуясь инвалидностью бывшего мужа по зрению, делать ему пакости на каждом шагу. Дело осложнялось еще и тем, что он женился во второй раз. Жить в ужасных условиях с ежедневными скандалами нашему клиенту пришлось около 1,5 лет. Но другого выхода действительно не было. Владелица двух комнат исправно подавала на бывшего мужа иски в суд по причинению ей вреда здоровью. Госпошлину за иски должны были оплачивать обе стороны конфликта ввиду инвалидности истца. В конце концов бывшая жена сдалась и согласилась на продажу квартиры.
Нельзя судить о людях по внешности
В отличие от поколения 60−70-х годов, молодежь легка на подъем и за доли в квартире судится редко. Современные покупатели и продавцы недвижимости не так привязаны к месту проживания и готовы при необходимости переехать даже в другую страну.
— Не так давно проводили сделку с молодой семейной парой. Они хотели продать квартиру в Минске, чтобы купить апартаменты в Турции, — рассказала Нина Волчек. — Основная причина переезда — нежелание столичных работодателей принимать на работу людей с нестандартной внешностью. А эти ребята увлекались татуировками и пирсингом — выглядели соответственно. Помаявшись на непостоянных заработках несколько лет, после отдыха в Турции они рискнули переехать в южную страну, и не пожалели. Квартиру в Минске тогда получилось очень выгодно продать (как раз на пике цен), и они смогли взамен купить очень хороший вариант практически на берегу моря. Затем присылали фотографии квартиры, бассейна во дворе —очень красиво.
Мошенники на рынке недвижимости тоже встречаются
Таких людей принято называть «черными риэлтерами», хотя к профессии риэлтеров они не имеют никакого отношения. Они являются по своей сути обыкновенными обманщиками, которые наживаются на доверии людей. Один неприятный случай произошел с минчанкой в прошлом году. Желая продать свою квартиру, она определила цену, примерно на $ 5 тысяч выше рыночной. Она приходила в наше агентство, но потом расторгла договор и решила продать квартиру самостоятельно. Спустя примерно полгода покупатель нашелся.
— Покупатель тогда пришел с якобы агентом недвижимости, с которым у него был заключен договор на оказание услуг. Сделка проходила вроде бы спокойно, расчет был произведен наличными в банке — тогда все было верно. Однако как только продавец пришла домой, стало ясно, что не хватает около $ 8 тысяч. В подходящий момент представитель покупателя смог их попросту украсть. Покупатель, по его словам, был не в курсе обмана. На руках был предварительный договор на оказание услуг, где указаны паспортные данные мошенника. Бывшая собственница квартиры обратилась в милицию. Но выяснилось, что указанный паспорт поддельный, по этому адресу проживает совершенно другой человек, который как раз подавал заявление об утере документа несколько месяцев назад. Найти мошенника так и не удалось, как и вернуть деньги, — с сожалением вспоминает риэлтер.
«В новой квартире люди должны быть счастливы»
По словам заместителя директора АН «Дианэст», работа риэлтера — это очень живая работа, общение с людьми. Во время заключения сделки происходит колоссальный обмен положительными эмоциями, заряд энергии. Бывает, что и после сделки клиенты продолжают общаться со специалистами рынка недвижимости.
— Сейчас я могу с уверенностью сказать, что работа риэлтера — одна из самых сложных специальностей в принципе. Стать хорошим специалистом может человек только с юридическим или экономическим образованием (лучше, если у специалиста будут оба). Помимо прочего, нужно быть и хорошим психологом, потому что это работа с людьми, с их жизнями практически. Очень важно, чтобы человек впоследствии не страдал и не сомневался в правильности собственного выбора. В новой квартире люди должны быть счастливы, — резюмировала Нина Волчек.
В заключение заместитель директора «Дианэст» отметила: «Хочется, чтобы было здоровье и дальше работать в агентстве».
Портал Realt.by поздравляет Нину Волчек с юбилеем. Желаем здоровья, оптимизма, реализации идей, успехов в работе. Пусть неиссякаемая жизненная энергия поможет достичь самых невероятных замыслов!