В Беларуси созданы «Правила партнёрских продаж» для агентств недвижимости. Что изменится?

10.08.2018 21 7061

Екатерина АПАРИНА

На этой неделе руководители девяти белорусских агентств недвижимости подписали исторический (без лишнего пафоса) документ — «Правила партнёрских продаж».

Механизм, который уже давно работает в Америке, странах Европы, в некоторых городах России и Украины, теперь появился и у нас. О том, как функционирует «Система партнёрских продаж», почему она так важна для профессионального риэлтерского сообщества и какие выгоды принесёт агенту и клиенту, мы поговорили с руководителем компании «Недвижимость линия закона», председателем союза «Конфедерация агентств недвижимости» Олегом Вольштейном.

В целом идея о внедрении в Беларуси механизма партнёрских продаж появилась не сегодня. Мысль о том, чтобы как-то упорядочить партнёрские сделки (агент покупателя + агент продавца) зрела давно. В том же БелАН об этом говорилось уже несколько лет.

— Мы рассматривали различные механизмы, изучали американскую, шведскую, финскую системы. Встречались с коллегами из России и Украины. В результате самым близким и понятным нам показался механизм, который уже несколько лет работает в Харькове. Именно после той поездки и общения с украинскими коллегами я понял, что пора действовать и нам, — делится Олег Вольштейн.

Конечно, самым наглядным результатом работы системы являются цифры. Так, благодаря системе партнёрских продаж, в Харькове порядка 95% сделок проходит через риэлтеров: 80% из них — это именно совместные сделки. Для сравнения, в Минске с помощью риэлтеров осуществляется только 50% сделок. То есть 45% — это та упущенная выгода, которую агентства недвижимости теряют, потому что не могут договориться между собой.

— Понятно, что между законодательствами Беларуси и Украины есть ряд различий, и механизм, который работает в Украине, ещё надо адаптировать под наши условия. Но мы решили, что если не начнём сейчас, то будем обсуждать это бесконечно. Поэтому после возвращения из Харькова мы создали специальный чат в вайбере, куда включились почти все директора агентств недвижимости. Признаюсь, переговоры шли с трудом, но нам всё-таки удалось договориться. Итог всей работы — подписание Правил партнёрских продаж.

Как вступить в «Систему партнёрских продаж»?

Сегодня в списке тех, кто уже согласен работать по правилам «Системы партнёрских продаж», 9 компаний. Для координации всех вопросов создан совет по разрешению споров. В него вошли Олег Вольштейн (АН «Недвижимость линия закона»), Ирина Донцова (АН «Партнёр для всех») и Евгений Лепарский (АН «Уласны дах»). Разработчики документа отмечают, что прописанные правила могут корректироваться. Вносить свои предложения по изменению существующих правил имеет право каждый участник системы.

Подключиться к «Системе партнёрских продаж» сегодня может любое агентство недвижимости. Эта процедура бесплатная. Необязательно состоять в каком-либо профессиональном объединении (БелАН, СРО или других): система открыта абсолютно для всех компаний, работающих на рынке недвижимости.

Принцип вступления — заявительный. Участники системы рассматривают заявление кандидата и принимают решение. В случае положительного ответа агентство получает доступ к МЛС (мультилистинговой системе), выгружает туда свои объекты и начинает работу.

Сделки между агентствами будут прозрачными

Раньше чёткого регулирования взаимоотношений между двумя агентствами не было: агенты просто пытались договориться между собой. Кому-то это удавалось, а кому-то нет. В итоге либо покупателю приходилось платить дважды, либо один из агентов недополучал свою прибыль. Неудивительно, что у агентов по недвижимости не было особой заинтересованности предлагать клиенту объект, рекламируемый другим агентством. В результате каждый риэлтер стремился найти для своего клиента вариант, свободный от эксклюзивного договора, ограничивая выбор покупателя, да и свою возможную прибыль.

С появлением Правил партнёрских продаж эта ситуация должна измениться. Всем будет выгодно проводить партнёрские сделки между агентствами. А в выигрыше при этом будут как агенты, так и клиенты. Риэлтеры получат увеличение количества сделок (это видно на примере коллег из Украины), а потребители — прозрачные условия сделки и более широкий выбор вариантов, ведь теперь агент будет заинтересован в том, чтобы продать ему квартиру как от собственника, так и от коллеги из другого агентства.

Что касается материального вознаграждения за работу, то все взаимоотношения между двумя агентами будут прозрачными: есть правила и есть договор. Если говорить коротко, то сторона продавца берет деньги с продавца, сторона покупателя — с покупателя. Размер платы за услуги остаётся прежним, но клиенту не приходится платить дважды.

При этом Олег Маркович подчеркивает, что сама система — это просто инструмент, который без правил работать не будет.

— Любой инструмент надо использовать по назначению. Именно поэтому мы начали с того, что прописали Правила партнёрских продаж. Уверен, что это событие станет для нашего рынка своеобразным «волшебным пенделем». Конечно, на первом этапе возможны какие-то сложности, шероховатости, но всё это будет решаться. Проведена колоссальная работа, и я чувствую гордость за то, что причастен к подписанию данного документа. Я не могу сказать, что система партнёрских продаж заработает прямо завтра, но в том, что она заработает послезавтра, я точно уверен.

Читайте также:

«Цены могут вырасти». Николай Простолупов в день рождения БелЦТН рассказал, чем опасно сокращение строительства

Риэлтерские агентства могут стать фронт-офисом регистратора недвижимости

Сколько зарабатывает белорусский риэлтер? Исповедь агента по недвижимости

Читать:
Поделиться: