«Можно переехать в новый офис, а платить, как за старый» — риэлтер о миграции компаний в современное рабочее пространство
23.09.2016 2278
Пока кадровики Google повышают эффективность сотрудников с помощью лего, самокатов и видеоигр, минчане по-прежнему трудятся среди серых стен и матовых перегородок. Но новый взгляд на рабочее пространство постепенно приживается и в наших краях. Чего хотят арендаторы и сколько за это готовы платить?
По данным отдела консалтинга и аналитики группы компаний «Твоя столица», с января 2015 года ставки аренды постепенно снижались во всех сегментах офисной недвижимости. А в июне 2016 г. цены на офисы А-класса сравнялись со средней ставкой в офисах класса С, актуальной на начало прошлого года.
Это привело к реальной миграции бизнеса в более качественные рабочие пространства. И причина тому — не только цены. Современный офисный работник полон амбиций и креативности, его потребности растут, и вместе с ними меняется офис: на место плотно составленных компьютерных столов приходит универсальное креативное пространство, которое можно использовать для работы, переговоров и отдыха.
Realt.by обсудил ситуацию на рынке офисной недвижимости с заместителем начальника отдела консалтинга и аналитики «Твоя столица. Управление проектами« Андреем Чернышевым.
— Раньше многие компании предпочитали покупать, а не арендовать офисы. Сейчас спрос сместился в сторону аренды. С чем это связано?
— Переориентация бизнеса на рынок аренды отмечается нами уже с начала 2015 года. В ситуации постоянного увеличения количества офисов на рынке, а также наблюдавшегося снижения цен и ставок аренды компании предпочитают не «замораживать» свои финансы, приобретая офис, а просто снимать его в аренду, оставаясь максимально мобильными.
— Наблюдаете ли вы миграцию компаний из офисов более низкого класса в офисы более высокого класса?
— Да. Подобная тенденция замечена еще со второго квартала 2015 г. и с тех пор постепенно усиливалась. Ставки припали, собственники стали более лояльными к арендаторам, и поэтому смысла оставаться, скажем, в старых зданиях нет. К тому же многие компании, просто видя «омоложение» и «осовременивание» рынка офисов, стремятся переехать в еще более комфортный офис с сохранением прежнего бюджета.
— Миграция связана с сокращением ценовой дельты между офисами С- и В-класс, или, скажем, между ценами на помещения от ГХУ и коммерческие объекты?
— И то, и другое. К тому же снизился общий ценовой уровень, за счет чего некоторые офисы класса В опустились до прошлогоднего ценового уровня офисов класса С.
Собственники отдельных офисов или бизнес-центров более гибки в части ценообразования, в отличие от офисов ГХУ, которые привязаны к базовой арендной величине и повышающим коэффициентам в зависимости от территориального расположения офиса. За счет этого сейчас ставки на офисы класса С (а иногда и В) сравнялись с арендными ставками на некоторые объекты ГХУ. К тому же в большинстве объектов ГХУ величина эксплуатационных платежей, ложащаяся на арендаторов, значительно выше (особенно в зимний период), в отличие от офисов, располагающихся в бизнес-центрах.
Впрочем, дело не cтолько в дельте, сколько в качестве современных объектов, гибкой ценовой политике
— На какие критерии ориентированы бизнесы при переезде?
— Сейчас потенциальные арендаторы рассматривают не какой-то один фактор, как, например, цену или местоположение, а оценивают их совокупность. Помимо базового критерия площади, учитываются следующие:
ставка;
местоположение (транспортная доступность);
качество (функциональная составляющая); базовое условие —наличие кондиционирования;
обеспеченность парковочными местами;
величина эксплуатационных платежей, напрямую влияющая на итоговую стоимость аренды.
Факультативные:
контроль доступа;
развитость внутренней или окружающей инфраструктуры; в частности, наличие доступных по цене объектов общественного питания, а для арендаторов офисов более 150 кв. м — наличие в составе офиса помещения для приема пищи.
— Какой ценовой сегмент сейчас самый ходовой?
— Доля спроса на офисные помещения до 10 EUR/кв.м с учетом НДС за 2016 г. увеличилась с 29% до 51%. Причем количество объектов, рассматриваемых потенциальным арендатором в качестве альтернативы, возросло по сравнению с 2015 г. в 2−3 раза до 8−10 объектов.
— Сколько рабочих мест сейчас размещают на 10 кв. м офисной площади?
— Как правило, 5−6 кв. м идет на одно рабочее место.
— Какие дополнительные помещения, помимо зоны с сидячими местами, руководители хотят видеть в рабочем пространстве?
— Все зависит от площади офиса и особенностей сформированного рабочего процесса. Но чаще всего возникает необходимость в помещениях для приема пищи (офисы от 100 кв. м) и переговорных.
— Есть ли в Минске бизнес-центры, которые устарели еще до ввода в эксплуатацию?
— В последние годы рынок офисной недвижимости развивался очень динамично, на арену выходили все более качественные объекты. В этой ситуации те бизнес-центры, строительство которых было начато лет 5 назад, но до сих пор не увенчалось открытием, могут «отставать» от современности, если не скорректировать их функциональное оснащение под актуальные требования. В то же время многое будет зависеть от маркетинговой политики вывода объекта на рынок, в частности, уровня цен и позиционирования, а также работы с арендаторами. Если в этой части все будет сделано правильно, то и на «морально устаревший» товар найдется свой покупатель.
— На какие географические характеристики ориентированы арендаторы офисов?
— Близость метро — всегда хорошо. Но не принципиально для компаний, бизнес которых не ориентирован на прием клиентов в офисе, а большинство сотрудников ездят на личных авто. Им нужен качественный офис вдали от городской суеты и без проблем с парковкой. Но есть и другие арендаторы, которым важно быть рядом с движением людей и общественного транспорта.