Крутая Октябрьская

«Октябрьской нужен свой мини-мэр». «Круглый стол» REALT с бизнесменами и урбанистами о проблемах главной тусовочной улицы

Проект об улице, которая пережила апокалипсис и теперь готова возродиться

Эпизод V

05.08.2021
Улица Октябрьская – это история про экономическую и архитектурную революцию. Сегодня, когда мы заказываем здесь сэндвич, берем коктейль и танцуем под техно, сложно представить, как когда-то на Октябрьской тысячи заводчан выполняли план производства, на стенах висели советские плакаты и ходили трамваи. На улице все еще работает МЗОР и другие заводы, но, очевидно, кафе и рестораны занимают все больше территории. Меняется и контингент. Если в начале это был настоящий андеграунд, то сегодня сюда проникает массовая культура. У Октябрьской есть проблемы – много машин и мало туалетов, почти нет зелени и слишком много громкой музыки. Надо понимать: она создавалась не для тусовщиков, а для работяг. Но вопреки всему и благодаря усилию множества классных ребят она стала самым популярным культурным местом в Минске. Как развивается улица сегодня? Почему с инфраструктурой все плохо? Кто решает эти проблемы? На ком лежит ответственность за то, что происходит на Октябрьской? REALT решил разобраться в этих вопросах и провел «круглый стол», в котором участвовали бывший владелец заведений на Октябрьской Владислав Луневич, контент-менеджер Modul art platform Глеб Гурами, совладельцы Moby Dick Caffe и Moby Dick Gym Оганес Аванесян и Александр Ефимов, собственник агентства PR3 Ксения Прудникова, куратор и одна из создателей фестиваля уличного искусства Vulica Brasil Мила Котка, а также исследователь Минской урбанистической платформы Андрей Возьянов.

«ОКТЯБРЬСКАЯ – ЭТО ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА, ПОКАЗАТЕЛЬ ТОГО, КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ЖИВЕТ МОЛОДЕЖЬ»
Модератор:

– Когда и почему Октябрьская получила статус культурной? Сегодня улица должна быть андеграундной несмотря на то, что сюда проникает массовая культура? Почему Октябрьская не может быть не такой, как, например, Зыбицкая?

Владислав Луневич:

– Культурный пик Октябрьской случился в 2019 году, когда еще работали такие пространства, как галерея «Ў» и Ок16. Тогда проводились классные мероприятия, выставки. Как таковой стратегии культурного развития улицы никогда не было, зато было желание бизнеса сделать что-то хорошее и полезное для нее. И каждый делал что-то своими силами. Допустим, у меня была зона ответственности и я всегда переживал именно за нее, старался держать территорию в порядке, чтобы было чисто и красиво.
Когда открылся бар «Хулиган», на улице был настоящий андеграунд. Немногие тогда знали про Октябрьскую. Здесь были только бар, наши кафе и кирпичи. Позже появились ребята с концепцией открыть на улице спортзал – это было что-то новое. В эти же годы я начал переговоры с арендодателями, искал и уговаривал креативных ребят переезжать на Октябрьскую.

Мила Котка:

– Наш Минск – постсоветский и зарегулированный город. И такие места, как Октябрьская, на его фоне выглядят очень яркими и необычными.
Когда мы с командой пришли на Октябрьскую с проектом Vulica Brasil, знали только 2-3 заведения. Честно сказать, для проекта я предложила улицу меркантильно – сама часто тусовалась в «Хулигане». И тот путь, который приходилось проходить от метро "Первомайская" до бара, напоминал тоннель катакомб. Хотелось это исправить.

Тогда мы столкнулись с масштабной работой. Появилась целая команда урбанистов, художников, экологов из Бразилии и Беларуси, которые захотели улучшить эту улицу.

Я согласна с тем, что каждый, кто владеет здесь бизнесом, в большей степени думает собственными эстетическими пристрастиями, рамками своего двора. И это большая удача, что на улице «поселились» люди, которые сразу начали внедрять на Октябрьской альтернативное видение.

Первой задачей Vulica Brasil было посмотреть, что же вообще происходит на Октябрьской, провести исследования. Самое удивительное, что мы осознали – улица находится в центре города, но почему-то заблокирована в своем развитии.

Также ее невозможно рассматривать в одном срезе. Здесь пересекаются много вселенных и миров. На заводе МЗОР и заводе «Минск Кристалл» до сих пор работают люди. Одной из идей фестиваля было уравновесить Октябрьскую тусовочную и Октябрьскую рабочую.

Бразильский архитектор Лоуренсо Жименес вместе с белорусскими архитекторами помогли создать план улицы, который развивался на протяжении четырех лет. Его видела городская администрация на всех уровнях. Считаю, что проект помог донести до большинства людей, что Октябрьская – улица искусства, диалога разных культур.

Зыбицкая – это городской проект, который инсталлировали сверху. Октябрьская – это проект нишевый. Однозначно удалось застолбить культурный бренд, который уже не умрет.

Октябрьская – это лакмусовая бумажка, показатель того, как на самом деле живет молодежь. Здесь собираются разные компании, и люди чувствуют себя свободно. Это место, куда можно сбежать от серых стен и регулирования.
Андрей Возьянов:

– В Минской урбанистической платформе мы часто обсуждали, что Зыбицкая – это проект, а Октябрьская – процесс. Она постоянно меняется, и здесь нет одного автора. Нет одной линии развития.

Владислав Луневич:

– Так просто получилось, что Зыбицкая превратилась в барную улицу. Появился сначала один бар, потом второй, третий. Потом несколько статей с брендом «тусовка», соответственно инвесторы и бизнес пришли туда. Я, арт-директор бара «Хулиган» Максим Старцев и Мила всегда были против такого клише на Октябрьской.

Модератор:

– Интересно услышать также мнения тех, кто располагается на стороне Октябрьской возле реки. Что она представляет из себя сегодня?

Глеб Гурами:

– Она начала развиваться позже. Когда я сюда попал, место было более андеграундное. Даже не представлял себе, что на набережной может что-то зародиться за несколько лет. Сейчас мы наблюдаем, как эта сторона растет. Все больше людей о ней узнают, заведения благоустраивают территории, появляется иллюминация и свет.

Modul art platform начал проводить в городе, редкую для нашей страны, но давно распространенную на Западе, культуру вечеринок с электронной музыкой, которые проходят в дневное время. Отличие нас от Зыбицкой в музыкальном плане, это более коммерческий подход последней по всем фронтам. У нас всё-таки про атмосферу. И некоторые люди потихоньку приходят на Октябрьскую, сравнивая нас с другим заведениями, открывают для себя какой-то домашний уют и душевный подход.

Кроме того, кому-то у нас нравится ещё и водоворот творческих людей разного возраста, которые одинаково комфортно чувствуют себя рядом друг с другом.
Думаю, Октябрьская сейчас в стадии перерождения. У нее большие перспективы. Надеюсь, что в стране останутся те люди, которые заинтересованы в идее развития улицы как части города, как творческого пространства.
Кстати, когда к нам приезжали гости из Европы, все отмечали, что Октябрьская «like a Berlin». Они были шокированы, что в Минске есть улица, где максимальная свобода.

Владислав Луневич:

– Это действительно классный этап, когда на улице начинают развиваться новые заведения различных форматов. Мы с Милой на прошлой Vulica Brasil обсуждали, что Октябрьская для многих – это лишь 300-400 метров от магазина «Кристалл» до бара «Хулиган». Сегодня многие знают, что есть и сторона Октябрьской возле реки.
Мила Котка:

– Нужно было много работать, чтобы расширить представление об улице. В плане, который сделан в рамках Vulica Brasil, мы представили Октябрьскую не улицей, а полуостровом. Если посмотреть на карту, видно, что Октябрьская омывается рекой Свислочь. Мы продлили ту Октябрьскую, где трамвайные пути. Например, когда появилось Ок16, там нарисовали муралы, поставили беседку и скульптуры.

Также появились «входные группы». Например, мост возле стадиона Динамо, ведущий к Октябрьской, также украсили муралами, обозначив начало территории улицы. Если бы фестиваль продолжался каждые два года, мы бы улучшили остальные части улицы. Были большие планы на студенческие общежития.

«КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВОЗНИКАЮТ БЫТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ». С ЧЕМ И С КЕМ БИЗНЕСУ НА ОКТЯБРЬСКОЙ ПРИХОДИТСЯ БОРОТЬСЯ ЗА СВОИ ИНТЕРЕСЫ?
Модератор:

– Пандемия и политические события изменили улицу. Как вы считаете, на какой стадии развития сегодня Октябрьская? С какими проблемами сталкивается бизнес?

Оганес Аванесян:

– Считаю, что сегодня улица развивается органично. После той популярности, которую придала Vulica Brasil, охват посетителей Октябрьской расширился. Публика стала разнообразной. Больше людей понимают, что здесь можно построить бизнес, дать свое видение улицы.

Нам не раз приходилось отстаивать свои интересы. Каждый день возникают бытовые проблемы, которые, на наш взгляд, не очень хорошо влияют на развитие улицы.

Например, напротив нас появились два заведения и одно сбоку. Каждое обзавелось источниками звука. Когда проводился ремонт в одном из заведений, владелец выставил колонки на улицу и на полную катушку включал музыку. Он думал, что таким образом заявляет о себе потенциальным клиентам. Однако люди только жаловались. Приходилось выключать свою музыку, потому что посетителей раздражало обилие звуков. Сейчас все заведения по вечерам громко включают музыку, которая превращается в шум.

В июне 2020 года, когда количество заражений коронавирусом пошло на спад, многие ринулись тусоваться на Октябрьскую. Началась полная жесть. Был создан чат с владельцами заведений, где мы обсуждали появившиеся стихийно проблемы, но коммуникация была сложная. В чате было много людей. Периодически какой-нибудь владелец фуд-трака начал всем рассказывать, как он видит красоту на улице, навязывать свои идеи, которые не соответствуют облику Октябрьской.

Ксения Прудникова:

– Октябрьская - это как раз тот случай, когда у места есть не просто имидж, инфраструктура, а ценности. И они здесь определяющие. Даже если не зафиксированы официально, они есть, как суть, как причина появления конкретных проектов на улице - именно таких заведений, таких урбан объектов и сервисов. И когда новый проект/резидент идет вне ценностей улицы, приходит сюда исключительно, как в место трафика, это ощущают все.

Мила Котка:

– Любое столкновение культур дает шок. Когда мы показывали эскизы муралов администрации города, им тоже было страшно, потому что для них это чуждая культура, которая ассоциируется с вандализмом. Всегда сначала шок, но потом находятся компромиссы, но не без помощи дипломатии, конечно. В нашем случае, бразильская дипломатия помогла найти много точек соприкосновения разным культурам и субкультурам.

Владислав Луневич:

– В любом случае контроль должен быть. Для людей нужно выставлять рамки поведения. Я всегда рассуждал о прошлогодней «содомии», как о естественном процессе. Вопрос в том, что ты с этим делаешь.

Мы за свои деньги наняли охрану, которая следила за порядком и делала замечания тем, кто ведет себя некорректно и без уважения к окружающим. И, действительно, многие соглашались и пересматривали нюансы своего поведения.

Мила Котка:

– Любые ценности закрепляются именно при разговорах. Нужно обозначать свои границы и зону комфорта. Места для диалога не хватает. Корни этого я вижу глубже, во всем белорусском обществе, которое живет будто в параллельных мирах. Это не только вопрос отцов и детей. Сейчас это политический вопрос.

«МНОГИЕ ГОТОВЫ ПРИОБРАЗИТЬ СВОИ ДВОРИКИ, НО ЖИВУТ С РИСКОМ ТОГО, ЧТО МОЖЕТ ПОЯВИТСЯ КАКОЙ-НИБУДЬ ИНВЕСТОР"
Модератор:

– Как вы оцениваете состояние инфраструктуры на Октябрьской сегодня? Чего не хватает для комфортного времяпрепровождения и что мешает этому? Например, множество машин на парковках, отсутствие системы навигации, раздельного сбора мусора. Помимо этого, появилась проблема с туалетами – возле заправки бесконечные очереди.
Андрей Возьянов:

– Много ли изменилось после последних исследований Минской урбанистической платформы? В конце весны, когда я последний раз был на Октябрьской, отметил позитивные изменения. Например, заведения стали dog friendly. Со своей питомицей я смог беспрепятственно зайти во все заведения, часто предлагали миску с водой для собаки.
Однако серьезных инфраструктурных изменений не произошло. Тротуары по-прежнему узкие, на них образуются трещины. Не безопасно на проезжей части – проблема доминирования машин так и не решена. Также не появилась велодорожка. С 2019 года зеленых насаждений больше на улице не стало, как и мест для сидения.
Не очень этично все бремя ответственности за состояние улицы переложить на владельцев заведений. Многие готовы преобразить свои дворики и территории, но живут с риском того, что может появиться какой-нибудь городской проект или инвестор. И все вложения, которые сделаны местным бизнесом, если их невозможно отделить от территории, исчезнут. Поэтому на Октябрьской есть своя логика в том, чтобы делать портативные конструкции, которые в случае чего можно разобрать и перенести.

Модератор:

– В прошлом году была попытка сделать улицу пешеходной. Как вы считаете, это верное решение?

Владислав Луневич:

– Если честно, я против тотального запрета авто. Но проблема загромождения машинами конечно есть. Стоит найти альтернативное решение, как-то распределить машины, чтобы они не мешали.

Андрей Возьянов:

– Не будем забывать, что те, кто добираются до Октябрьской на общественном транспорте, проходят от того же метро определенное расстояние пешком; то есть терпят определенные неудобства. Если машины будут припаркованы не непосредственно перед входом в бары, а где-то на отдалении, это уравняет автовладельцев в неудобствах с пешеходами, но что более важно - это позволит сделать пешеходное пространство, которое будет безопаснее и вместит больше посетителей.

Мила Котка:

– Мы прорабатывали этот вопрос с нашими архитекторами и было предложено общее пространство – выравнивание улицы, отказ от тротуаров и бордюров. Но не стоит забывать, что на Октябрьской есть заводы, куда должны подъезжать грузовые авто. Поэтому полностью ограничить движение там нельзя. К слову, это предложение понравилось и администрации, но это вопрос огромных инвестиций.

Александр Ефимов:

– Одна из проблем улицы была в ограниченном количестве туалетов. В прошлом году под заведениями стояли большие очереди. И многие повесили кодовые замки на своих туалетах от нежелательных посетителей. Тогда мы предложили городу поставить общественные туалеты.

Оганес Аванесян:

– При этом один из них, который стоит возле нашего заведения, вообще не работает. Зачем тогда его было ставить?

Ксения Прудникова:

– Сегодня сложно причинять пользу. Например, мы делаем проект тактического урбанизма, самостоятельно ставим арт-зону с качелями возле мурала. Чтобы можно было и компанией закат проводить, и с детьми покататься, и рабочий перерыв для офисных ребят сделать. Сами обслуживаем, поддерживаем порядок и два месяца боремся за то, чтобы их оставили.

«ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МОГЛО СТАТЬ СВЯЗУЮЩИМ ЗВЕНОМ МЕЖДУ БИЗНЕСОМ И АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА, РЕШАТЬ ШИРОКИЙ СПЕКТР ЗАДАЧ»
Модератор:

– Октябрьская преображалась благодаря фестивалям и труду множества людей. Но как быть сегодня? На ком лежит ответственность за улицу?

Оганес Аванесян:
– Я давно думаю о том, что необходимо создать какое-то общественное объединение. Октябрьская полностью не принадлежит бизнесу. Помимо помещений, которые они арендуют, есть и общее пространство.
У меня, например, нет столько времени, чтобы с головой включаться в инфраструктурные проекты. Необходимо объединение с ответственным исполнителем во главе и фондом, который содержался бы за счет бизнесменов.

Общественное объединение могло стать связующим звеном между бизнесом и администрацией города, решать широкий спектр задач.

Например, предлагать новым пришедшим бизнесам какие-нибудь эстетические решения. И владельцу было бы легче – он не закроется через 2-3 месяца, потому что сделал «зашквар».

Владислав Луневич:

– И в это объединение должны входить не только бизнесмены, но и урбанисты, архитекторы, дизайнеры.

Мила Котка:

– Оганес, ты произнес важную идею о необходимости мини-мэра Октябрьской. Человека, который бы представлял интересы улицы. Я вижу проблему в сложностях коммуникации между администрацией, бизнесом и частными инициативами.

Мы своими силами делаем тактический урбанизм, а город ответственен за стратегический. Ведь улица – это общественное пространство, входящее в структуру города. Большая недоработка Vulica Brasil в том, что не удалось должным образом закрепить каждый созданный в рамках фестиваля объект и найти ему балансодержателя. Мы передавали что-то городу символически, и зачастую это означало, что объект становился как бы городским, но фактически ничьим. А без заботы сильно сокращается срок жизни такого объекта. К сожалению, даже если это нравится тысячам горожан, это не значит, что город это сохранит.
Главная задача – это превратить тактический урбанизм в стратегический, продвигать наши идеи на уровень городского планирования.

Сейчас я вижу локальное продолжение Vulica Brasil – дворы на Октябрьской, 19 ремонтируются, украшают стрит-артом, резиденты улицы хотят объединиться. Все хотят самостоятельно что-то изменить. Не известно, сколько времени понадобится, чтобы вернуть сюда культурные мероприятия.

Владислав Луневич:

– В прошлом году в июне, когда мы экстренно объединились, чтобы решить проблемы, коммуникация с городской властью была нормальная. Они понимали, ценность улицы в бизнесе, который приносит большое количество налогов. Они были заинтересованы, чтобы бизнес продолжал работать. Мне кажется, сегодня у местной власти нет стратегии развития по Октябрьской. Думаю, что они в поиске большого инвестора и денег.

Андрей Возьянов:

– Всегда есть страх, что проект инвестора разрушит то, что происходит сейчас органично с участием нескольких авторов. Да, в случае, когда каждый отвечает за определенную часть территории, улица может выглядеть не настолько цельно. Но зато децентрализация проектирования снижает риски от ошибок.

Мила Котка:

– К слову, для реализации проектов фестиваля мы сами искали партнеров и инвесторов. Но никто не исключает тот факт, что может появиться большой девелопер со своей точкой зрения, который купит половину завода с аукциона. И здесь будет другая политика.

Ксения Прудникова:

– Действительно, у улицы большой потенциал для инвестиций. Вопрос, будет ли этот потенциал усилен или наоборот зарыт? Если облачить улицу в коммерческую оболочку и при этом сохранить принципы свободы, творчества, культурного созидания за счет арт-пространств, галерей, театральных зон, коворкинг зон, качественных музыкальных и food проектов, то большой шанс получить востребованный успешный городской проект. Но ведь можно проигнорировать потенциал и ТРЦ построить?! В этом очевидные риски инвестиций.

Мила Котка:

– Как раз одной из задач общественного объединения может стать поиск классных партнеров для развития Октябрьской. Либо сделать мульти-инвестирование, чтобы каждый желающий смог сделать взнос. И тогда было бы «прозрачное» объединение, которое лоббировало бы интересы бизнеса и людей, регулярно бы проводило исследования.

Что-то подобное мы сейчас делаем в Бразилии, куда переехал Vulica Brasil. Сделали институт, который будет заниматься стрит-артом, искусством, устойчивым развитием. Но там другой контекст и другие условия. Мы обязательно вернемся в Минск, но сейчас нет такой возможности. Мне бы хотелось, чтобы общественное объединение в Минске было открыто вообще ко всем. Чтобы туда был доступ людям с разными взглядами и подходами, но они при помощи грамотной модерации смогли бы разговаривать друг с другом и находить то общее, в чем сходятся, и делать это вместе.

Владислав Луневич:

– Можно начать с малого – проводить собрания и узнавать, что каждый может сделать сверх своего личного бизнеса. Начать с решения проблем с мусором и туалетами.
«ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ОКТЯБРЬСКОЙ И ЕЕ ОКРЕСТНОСТЕЙ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО. ДЛЯ НИХ НУЖНЫ ИНВЕСТИЦИИ И ВРЕМЯ»
Модератор:

– На Октябрьской раньше проводилось множество культурных мероприятий – выставки, показ кино, фестивали и многое другое. Сегодня на улице хоть и стало больше заведений, но снизилось разнообразие активностей. По вашему мнению, что поможет поднять уровень Октябрьской? Как идеи вы предложите?

Андрей Возьянов:

– Сейчас из-за структурных условий количество видов разных активностей на улице сократилось. Октябрьская стала менее разнообразной, поскольку делать фестивали сложнее и выбирать места для этого. Но я считаю, что нужно концептуально сохранить на улице множественность тех, кто на ней есть.
К сожалению, та часть улицы, которая не принадлежит заведениям, остается незамеченной и ненужной, поэтому нужно разговаривать с городом, искать возможности поддержки улицы им.

У Октябрьской улицы есть официальные аккаунты в социальных сетях. Это может странно звучать, ведь улица скорее про физическое присутствие, но ее очень не хватает в интернете, должно быть больше новостей улицы, и площадка, где можно было бы озвучивать проблемы. Вроде разделения мусора.

Сейчас публичная жизнь в стране переместилась в интернет. Более эффективно выносить обсуждение именно туда.

Владислав Луневич:

– Октябрьская началась именно с кафе и баров. Потом появился тренажерный зал, студия йоги, отель, офисы. Сейчас не хватает чего-то культурного и развивающего, чтобы человек мог провести больше времени с пользой.

Глеб Гурами:

– С точки зрения нашего расположения возле реки, я могу сказать, что нужно облагородить зеленую зону, сделать склон к реке. Мне видится красивый выход к воде, понтоны с катамаранными точками.

Было бы здорово, если улица получила бы продолжение со стороны Ок16. Этого хотят многие посетители. Там территория завода, которая не функционирует и ее можно задействовать.

Также была идея скооперироваться с компаниями, которые занимаются шерингом электросамокатов, чтобы они сделали для этой улицы большую стоянку с зарядной станцией и возможно для тех, кто приезжает сюда на самокатах, предоставить дисконтные условия в заведениях.

Мила Котка:

– На Октябрьской хорошо бы высадить больше зелени, которая чистила бы воздух и давала естественную тень, сделать колонки с питьевой водой.

Творческих проектов для Октябрьской и ее окрестностей огромное количество. Но для них нужны инвестиции и время. Улица идеально подходит для проведения фестивалей. Но они должны давать что-то полезное и важное, что улучшило бы место.

Не все удалось сделать в рамках Vulica Brasil, ведь нужно понимать, что урбанистические амбиции требуют огромных вложений, миллионов долларов. А Vulica Brasil – это всего лишь несколько десятков тысяч долларов, волонтерство и энтузиазм многих людей.

Уверена, часть общества поддержит изменения и активно включится в проекты. На Vulica Brasil работали бесплатно сотни волонтеров. Они жертвовали своим временем, чтобы помочь сделать улицу лучше. И сегодня наши люди очень отзывчивые, им не безразлично то, как выглядит город.

Над спецпроектом работали:
Вероника Малыщиц— модератор, текст;
Павел Садовский — фото.