«За 2021 год в Минске не открылось ни одного крупного торгового центра». Эксперт рассказал о том, что ждет белорусский ритейл в будущем
26.07.2021 3632
На днях в ТРЦ Galleria Minsk прошла бизнес-конференция Belarus Retail Day. Представители столичного ритейла и эксперты в сфере рынка торговой недвижимости собрались вместе, чтобы обсудить то, как повлияла пандемия на функционирование торговых объектов. Realt послушал спикеров и выделил самое интересное.
На коронавирус и другие события рынок недвижимости будет отзываться еще несколько лет
Так, во время своего выступления управляющий директор, партнер Colliers Belarus Денис Четвериков озвучил цифры по вводу торговой недвижимости в столице. Признаться, они слегка шокировали. К примеру, если в 2019 году в столице появилось 50 тысяч квадратных метров новых ТЦ, в 2020-м — 70 тысяч квадратных метров, то за 7 месяцев 2021 года в Минске не было открыто ни одного нового торгового центра. Это — настоящий антирекорд.
− Рынок недвижимости не реагирует на происходящее мгновенно. Поэтому в 2020-м году, даже несмотря на пандемию, в Минске было введено больше торговых центров, чем годом ранее. В 2020-м открылись такие объекты, как эко-рынок «Валерьяново», «Корона-Дом Уручье», «Центрополь» и другие. В 2021 же году новые проекты стало труднее согласовывать, труднее вводить в эксплуатацию, труднее находить средства на них. Учитывая эти факторы, сроки ввода по ряду строящихся ТРЦ были перенесены.
В целом, на последствия, связанные с коронавирусом и другими событиями, рынок недвижимости будет отзываться еще в течение нескольких лет.
При этом управляющий директор Colliers Belarus отметил, что строящиеся объекты никуда не делись — их открытие просто перенеслось на будущее. Учитывая количество возводимых и озвученных проектов, в ближайшие год-два в Минске может открыться более 200 тысяч «квадратов» новых торговых площадей.
К слову, рекорд по вводу новых ТРЦ был установлен в 2014 году когда в Минске проводился ЧМ по хоккею. Тогда в столице было введено порядка 100 тысяч «квадратов» торговой недвижимости.
Какие торговые центры откроются в ближайшее время?
Сейчас в Минске в разной степени готовности находятся: «Минск Сити Молл» (весной мы рассказывали о нем), «Мега Парк» (ожидалось, что этот объект откроется еще в прошлом году), «Грин Тайм» и другие. А вот такие торговые комплексы, как «Галерея Сеница» и «Магнит Минска» уже несколько лет попадают в разряд «долгостроев» (смотрите нашу подборку долгостроев за 2020 год).
Интересно, что пандемия, лишив торговые центры покупателей, подтолкнула их к изменениям.
— В последнее время мы заметили, что ряд объектов становится на путь реконцепции. У кого-то поменялись планировочные решения, у кого-то — пул арендаторов, у кого-то — подход к организации фудкорта
Денис отметил, что в то время, как громких открытий в 2021 году еще не было — на рынке прошли две крупные сделки купли-продажи. Так, недавно сменили собственников ТЦ «Горка Дом» и ТЦ «Европа» (1-й корпус).
Масс-маркет и фастфуд уже восстановились, кинотеатры − нет
Что касается выживания торговых центров в пандемию, то очень сложной ситуация была лишь в первые месяцы. Да, весной 2020 года люди действительно испугались и перестали ходить в ТЦ, но уже через несколько месяцев рынок стал восстанавливаться. Сегодня особенно неплохо чувствуют себя масс-маркет, фастфуд и бытовая химия, а вот кинотеатрам до сих пор сложно — сказалось длительное отсутствие премьер и «антиковидная» рассадка.
В принципе, большинству объектов уже удалось вернуть выручку на доковидный уровень. Интересно, что воскресные протестные марши, которые проходили в Минске летом и осенью прошлого года, не повлияли на посещаемость ТРЦ. Самое большое падение посетителей все магазины зафиксировали в марте 2020 года.
Затронул Денис Четвериков и тему международных брендов, пришедших в Беларусь. К сожалению, громких премьер в последние месяцы было совсем немного. Дело в том, что под требования международных сетей пока что подходят единицы белорусских торговых объектов: среди них − Galleria Minsk, «Дана Молл» и еще несколько ТРЦ.
Из хорошего: открылась российская сеть Golden Apple, заработал сервис Яндекс. Еда, к нам пришли досуговые операторы и операторы кибер-спорта. Кроме того, Минск также ожидает приход Sky Cinema. Эта сеть кинотеатров может выйти на белорусский рынок до конца года.
По количеству международных брендов мы обгоняем только Молдову и Северную Македонию
− Пока что мы все еще продолжаем отставать от всех наших соседей. Так, в Беларуси сейчас представлено порядка 30 крупных международных брендов, в Польше — 240, в Литве — 40−50, в Латвии — 70.
Судя по слайду из презентации, меньше брендов, чем у нас, среди европейских стран только в Молдове и Северной Македонии (27 и 22 − соответственно).
Впрочем, это означает лишь то, что столичному ритейлу есть, куда расти. Учитывая то, что даже в самом непростом периоде минские ТРЦ смогли увидеть новые возможности, в ближайшие годы эту сферу точно ждет рост.
Так, по прогнозу управляющего директора Colliers Belarus, до 2026 года в Минске может появиться около 500 тысяч квадратных метров новых ТРЦ. Таким образом, общая цифра площадей торговых центров в столице достигнет почти 2 миллионов «квадратов».
Следите за нами на Яндекс. Дзен
Читайте также:
От 300 тысяч до 2 миллионов рублей. Узнали, за сколько в Беларуси можно купить готовый отель