«У города нет ни денег, ни желания что-то менять». Минчанин о «сказочных» ПДП и проблемах лучших частных кварталов столицы
15.05.2020 3 7460
Мария Сорока, Фото: Павел Садовский
Минчанин Максим Елисеев хорошо знаком читателям Realt.by. Он уже рассказывал нам о собственном опыте строительства дома, жаловался на скудный выбор жилья в Минске, а также советовал, как купить участок под Минском и не пожалеть об этом. Пару лет назад Максим решил поселиться в черте МКАД — в Зацени. Дом еще строится, а вопросы к городской среде уже есть. О несовершенстве обустройства и развития города и проблемах жизни в частном секторе — читайте в интересном интервью.
«Город не станет выделять деньги на строительство у нас, пока не разгрузит школы и садики в той же Каменной Горке»
Микрорайон Зацень — одна из образцовых частных застроек Минска. Земля здесь стоит баснословных денег, улицы застроены преимущественно дорогими особняками и коттеджами. Однако, со слов будущего жителя района, проблем в престижном уголке столицы не многим меньше, чем в пригороде. Если по генплану район выглядит идеальной средой для жизни, то на деле все иначе. И решения проблемы нет.
— Планы детального планирования по Минску бывают неплохие и учитывают достаточно комфортную для человека жизнь: удобную нарезку улиц, велодорожки, наличие всей необходимой инфраструктуры. Все это делается, чтобы проект на бумаге соответствовал нормам, но далеко не всегда предложенные решения доходят до реализации. Почему так происходит? Есть очевидные причины — финансовые, есть менее очевидные — к примеру, старые градостроительные ошибки, которые не позволяют реализовать задуманное. Сейчас мы прогуляемся по Зацени и убедимся, что проблема комфортной среды очень многогранна. На примере этой застройки очевидно, что даже сами жители не готовы работать над комфортом среды, в которой живут.
На сегодня в Зацени проживает порядка 1500 человек в 468 частных домах. В планах города — расширить население еще на 400 человек. За последние несколько лет ПДП микрорайона 4 раза дорабатывался. Последние правки внесли в 2018 году, но Максим уверен — многие из решений так и не продвинутся дальше бумаги.
Свою экскурсию по микрорайону мы начали с квартала новой коттеджной застройки — а точнее улицы Минской. Со слов жителя, это как раз неплохой пример того, как Зацень должна выглядеть. Улицу реконструировали и открыли к 1 мая, чтобы пустить рейсовый транспорт: свежий асфальт, велодорожки, тротуар, уличное освещение, разворотное кольцо — все удобно и красиво.
Помимо того, что все выглядит неплохо, перспектива по ПДП еще лучше. На этой и соседней улицах запроектированы объекты инфраструктуры: вдоль ул. Минской — магазин и общественный центр; на пустыре вдоль ул. Столичной — начальная школа и детский сад. По мнению Максима, эти объекты необходимы микрорайону, но вряд ли когда-нибудь будут построены.
— Во-первых, вопрос финансирования. Очевидно, что положение в Зацени, где проживает 1,5 тыс. человек, лучше, чем в районах высокоплотной многоэтажной застройки, где дефицит социальной инфраструктуры стоит острее. Город не станет выделять деньги на строительство у нас, пока не разгрузит школы и садики в той же Каменной Горке или Лебяжьем, а с учетом перманентного уплотнения Минска эта проблема никогда не исчезнет.
На словах не обещают даже «после 2030-го», подразумевают «никогда», но назначение участка изменить не могут — поэтому по факту вместо детского сада имеем пустырь, на краю которого находится детская площадка, построенная на средства местных жителей их же силами.
И, действительно, по меркам частного сектора в Зацени заложен неплохой объем инфраструктуры: детский сад, начальная школа, а также 3 или 4 новых торгово-бытовых объекта в дополнение к существующим — магазины, общественное питание, кулинария, сауна, аптека, отделение банка, тренажерный зал. В проекте отсутствует только поликлиника, почта, средняя школа, крупные спортивные сооружения. Но, по мнению Максима, для частного сектора, вокруг которого ничего нет, это было бы и нецелесообразно — большинство местных жителей пользуются автомобилями и не привязаны к микрорайону.
Максим показывает еще один пустырь на пересечении новой и старой застройки. Здесь город планировал строительство торгово-бытового объекта, но передумал. Участок решено отдать под жилье.
— И это в целом неплохо. Участок выделен далеко от транспортных потоков и будет иметь больший успех с назначением под жилье. Когда я узнал про эти планы, сразу же уточнил, как будут реализовывать эту землю, можно ли купить с аукциона? Оказалось — нет. Скорее всего, земля будет выделена нуждающимся или передана единому застройщику.
«Самая большая градостроительная ошибка — это текущее состояние улицы Зацень»
Не обошла престижный микрорайон и проблема дорог. Отдаляясь от главных улиц, все реже можно встретить тротуары, велодорожки, освещение. Некоторых сквозных проездов, заложенных архитекторами, в Зацени и вовсе нет. И здесь интересный момент. За соблюдение заложенной ПДП дорожной сети выступают жители транзитных улиц, а люди, которые оказались отрезанными от прямых путей, не желают превращать свои тихие улочки в магистрали.
— Микрорайон, особенно в более старой его части, имеет некоторые резервы на нарезку дополнительных участков, что в ПДП реализовано достаточно неплохо — путем создания дополнительных улиц и проездов. К примеру, проезд, идущий параллельно улицам Зацень и Ермака, находящийся между ними на всем протяжении от перекрестка Зацень-Нововиленская до МКАД.
Однако по факту большинство мероприятий по приведению уличной сети в порядок невозможны без существенных «народных волнений». Поэтому позиция ответственных органов здесь понятна и очевидна — нет смысла трогать людей, если приведение в порядок уличной сети не даст каких-то существенно полезных результатов.
Житель Зацени приводит несколько примеров, которые демонстрируют, что проект просто невозможен к осуществлению:
— Возьмем северную часть упомянутого проезда. Он мог бы стать полноценной улочкой, соединяющей две улицы, параллельные МКАД. Это было почти реализовано, но на одном из участков построена какя-то хозпостройка прямо на пути этого проезда. Без ее сноса и изменения границ участка появление проезда невозможно, поэтому сейчас на него можно заехать с двух сторон и упереться в тупик.
— Южная часть проезда существует в сквозном виде. В рамках его обустройства власти делали нарезку участков и обещали проложить туда сети и сделать улицу. По факту оказалось, что участков для нарезки не так много, чтобы было выгодно делать полноценную улицу, и на полпути все было брошено. Люди, успевшие построить дома, неоднократно жаловались, в том числе в СМИ, но по факту проезд так и остался «бездорожьем».
— Самая большая градостроительная ошибка — это текущее состояние улицы Зацень. Лет 15 назад, в рамках присоединения микрорайона к Минску, улицу решили зашить в типовой забор. Чтобы иметь меньше конфликтов с местными жителями, администрация не стала трогать их старые заборы, отступила примерно на метр вперед, за счет чего улица стала на 2−2,5 метра уже, а столбы электропередач оказались на участках жителей. За прошедшие годы все старые заборы демонтировались, а жители получили себе дополнительные метры на участках. Чтобы сделать на улице полноценную обочину и проложить тротуар, необходимо переставлять забор на место, но никто из местных жителей уже не позволит это сделать без скандалов, а скандалов не хочется — потому что нет существенной целесообразности переделывать улицу, удобство передвижения жителей — не в счет.
Некоторые из основных проездов выглядят не просто неудобными для пешеходов, а и вовсе опасными. На сегодня основной трафик движения через поселок организован по ул. Зацень — ул. Миколаевской — ул. Ермака. Зигзаг на коротком участке дает массу «слепых зон», обочины нет — чтобы объехать пешеходов, машины заезжают на встречку.
— «Главная дорога» представляет из себя петляние по улочкам частного сектора, на которых нет тротуаров, а пешеходам решительно некуда деваться. Пытаться идти там, например, с детской коляской — то еще приключение. При этом ограничение скорости и установка лежачих полицейских там невозможны по специфическим причинам: в соседнем квартале находится резиденция «Дрозды», из которой транспорт и кортежи выезжают именно через улицу Зацень.
Облегчить нагрузку на уличную сеть смогла бы объездная дорога, которая также была запланирована ПДП, но этому проекту уже не суждено быть реализованным:
— В ПДП заложена объездная дорога вокруг микрорайона, поскольку текущие улочки частного сектора непригодны для имеющегося объема транзитного потока между улицей Нововиленской и МКАД (который будет только возрастать в рамках развития строящегося ЖК «Левада»).
Однако строительство объездной дороги вокруг микрорайона многократно откладывали, а затем и вовсе отменили. Более того, часть этой дороги возле нового квартала построили таким образом, что превратить ее в объездную уже не получится при всем желании (из-за ширины), автобусы там просто не проедут.
В связи с этим неактуальным становится и строительство двух ключевых общественных объектов, заложенных вдоль объездной дороги на пересечении с улицей Миколаевской — без нее они окажутся в самой глуши района, до которой не так просто будет добраться. Поэтому появление упомянутых магазинов, банков, спортзалов и прочих благ цивилизации также ставится под сомнение.
— Улицы, которые закольцованы на генплане — по факту тупиковые. Поэтому, чтобы попасть на улицу Нововиленскую, все близлежащие улицы (Ермака, Рябинницкая, Янтарная, Миколаевская) и множество переулочков выезжают транзитом на улицу Зацень — самую узкую, не имеющую обочин, местами даже без тротуара.
В итоге широкие обустроенные улицы пустуют, а по одной узкой идёт весь поток — в том числе общественный и грузовой транспорт. При этом решение данной проблемы обязательно порождает конфликт между жителями соседних улиц — у них нет интереса, чтобы их широкую тупиковую и идеально тихую улицу продлили и по ней по прямой пустили весь транспорт. Поэтому без объездной дороги ты одним делаешь хорошо, другим плохо. Сейчас хуже всего улице Зацень, при этом, насколько я знаю, никаких мер к решению властями уже не планируется.
«В другой застройке частного сектора в Минске — ситуация еще хуже»
Не только улицы пришли в тупик, но и надежды. Как разрешить сложившиеся в микрорайоне проблемы, Максим не знает. В этом вопросе частично помогло бы единство жителей (и их деньги), но каждый придерживается своих интересов.
— Примечательно, что все современные попытки развития микрорайона за последние лет десять заканчивались печально: участки — нарезались, инфраструктура — обещалась. По факту, к сбалансированной асфальтированной застройке добавилось большое количество неасфальтированных бессистемных «отростков» с бездорожьем, грязью и лужами, но при этом с добротными современными домами — район-то хороший. Видны и следы более старых ошибок, когда обустройство велось по принципу «на что хватит денег»: на одной улице есть ливнёвка, но нет канализации; на другой есть канализация, но нет ливнёвки; на третьей — нет вообще ничего (даже асфальта), на четвёртой (улица Зацень) — страшный наружный газопровод, на закопку которого в индивидуальном порядке я потратил 2,5 года, невероятное количество денег, а дом строил только с помощью фокусников, которые просовывали технику и материалы между газопроводом и линией электропередач.
Подводя итог нашей небольшой экскурсии, стоит обратить внимание, что микрорайон Зацень здесь фигурирует только в качестве одного из примеров.
— Минский частный сектор сопоставимого класса — Веснинка и «старая» часть квартала возле Национальной библиотеки — имеет точно такие же проблемы и градостроительные ошибки. Лучше — только в Радужном, т.к. там не осталось старой застройки (хотя своих недостатков тоже хватает). В другой застройке частного сектора в Минске — ситуация еще хуже, здесь мы все-таки рассматриваем один из «образцовых» вариантов.
Вывод напрашивается пессимистичный:
— К сожалению, в текущей ситуации я убежден, что при своей жизни не увижу в родном городе соответствия почти любого ПДП его фактической реализации, а также действительно существенных улучшений городской среды — особенно в частном секторе.