«Нужно больше социальных объектов, а не жилья». Что все-таки хотят строить в районе улицы Калиновского

16.01.2019 2 2261

Неоднозначная презентация проекта застройки района состоялась в Зёленом Луге. Презентация проходила в уникальном формате, а в проекте учли некоторые замечания активистов, высказанные на предыдущем общественном обсуждении. Тем не менее, жители района по-прежнему негодуют из-за отсутствия в проекте новых объектов социальной инфраструктуры. А владельцы гаражей готовы всячески защищать их от сноса.

Как называется проект?

Официальное название проекта детального планирования (ПДП): «Градостроительный проект детального планирования территории в границах Логойского тракта — улицы Седых — улицы Кедышко — улицы Славинского — северной границы ландшафтно-рекреационной зоны 320ЛР».

Согласно Генеральному плану Минска проектируемая территория входит в состав зоны жилой смешанной многоквартирной застройки 48Жсм, зоны жилой многоквартирной застройки 49Жм и зоны общественной специализированной застройки 139 Осп.

Где находится район?

Территория проектирования занимает 198,4 гектара и включает в себя микрорайоны Зелёный Луг-1, Зелёный Луг-2 и Восток-1. На севере проектируемая территория ограничена Полоцким парком, на востоке — Слепянской водной системой, на юге — Севастопольским парком, на западе — Логойским трактом.

Район проектирования в основном является жилым массивом, представленным преимущественно 5-этажными домами. Из социальных объектов в районе работают детские сады, школы, гимназии и поликлиники. В районе действуют также несколько учебно-исследовательских институтов. К северу от Севастопольского парка раскинулась обширная промышленная зона, в состав которой входит несколько гаражных кооперативов.

Детальный план. Нажмите на фото для увеличения

Что хотели построить раньше?

Первый проект застройки района презентовали в июле 2017 года. Местные жители возмутились намерению «Минскградо» застроить зелёную зону по улице Калиновского многоэтажным жилым массивом. Негодование обитателей района вызвало и отсутствие в проекте новых детских садов, школ и поликлиник.

В августе 2017 года стало известно: инициативная группа жителей района отправила проектировщикам замечания к проекту на 30 листах. В октябре 2017-го появилась информация, что от строительства жилья на месте зелёной зоны Мингорисполком отказался. Градостроителям поручили доработать проект с учётом замечаний активистов.

Что могут построить теперь?

Согласно новому проекту в районе вовсе не планируют возводить новое жильё. Численность населения района должна даже сократиться с 26,6 до 23,5 тысячи человек. В то же время «Минскградо» предусмотрело на перспективу строительство 11,5 тысячи квадратных метров жилья.

Торговые площади собираются увеличить более чем в 2 раза: с 6,9 до 15,2 тысячи квадратных метров. Рассчитывают увеличить и количество спортивных объектов, а также кафе. Однако новые детские сады, школы и поликлиники вопреки прежним пожеланиям активистов архитекторы не запроектировали.

Как отреагируют активисты?

В состав комиссии по обсуждению первоначальной версии проекта входила председатель инициативной группы жителей «Восток» Людмила Беляева-Гундорина. Она посетила и презентацию обновлённого проекта, по итогам которой поделилась с Realt.by своими впечатлениями от проекта.

— Спустя полгода после первого общественного обсуждения нам удалось доказать: зелёную зону под высоковольтной линией нужно оставить свободной от застройки. На нашей стороне выступила глава Администрации президента Беларуси Наталья Качанова. Она призвала пойти навстречу жителям и отметила, что сейчас нет необходимости строить здесь такие многоэтажки.

Мы помним, что и сам президент Беларуси на недавнем совещании подчеркнул: Минск должен выходить за МКАД, а не превращаться в резиновый. Таким образом, если чиновники прислушаются к пожеланиям главы государства, мы сохраним зелёную зону.

«Минскградо» занимает интересную позицию: они разработчики, которые выполняют требования заказчика. Я обратилась к заказчику — в комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома — и попросила объяснить, в чём необходимость уничтожения зелёной зоны под огромный массив жилья. Мне ничего не пояснили.

Организационное ноу-хау от «Минскградо»

Особенностью презентации стало отсутствие главного архитектора проекта (ГАП) «Минскградо» Александра Бондарчика, который разрабатывал и предыдущие версии проекта. Вместо Бондарчика на презентацию пришёл главный архитектор «Минскградо» Александр Акентьев и ещё 4 проектировщика.

Сама презентация тоже проходила в оригинальном формате: посетителям демонстрировали на экране слайды под аудиозапись, на которой женский голос зачитывал основные положения проекта. Ничего нового слушатели не узнали, утверждает Людмила: весь продиктованный материал можно прочитать в краткой пояснительной записке к проекту.

Главный архитектор проекта «Минскградо» Александр Бондарчик

«Где все документы?»

— Первый вопрос: почему на презентации не представили в полном объёме необходимый пакет документов? Существует ТКП, который определяет комплект чертежей, входящих в состав градостроительного проекта. Нам показали только опорный и детальный планы. Меня интересует ещё 2 схемы: схема существующего и схема прогнозируемого состояния окружающей среды. Это экологическая информация, сокрытие которой является уголовным преступлением.

Государственные органы дали нам ответ: уже сейчас в нашем районе регистрируют превышение допустимых показателей загрязнения по шуму, пыли и углекислому газу. Если улица Калиновского станет частью 3-го транспортного кольца, как предусмотрели в проекте — очевидно, уровень загрязнения увеличится. Нам обещают, что при капитальном ремонте домов проведут шумозащитные мероприятия. Но неизвестно, что они будут из себя представлять.

До начала общественного обсуждения я отправила запрос в «Минскградо» с просьбой предоставить на презентации проекта среди прочего и экологические схемы. В «Минскградо» меня заверили, что получили мой запрос. Когда я уточнила на презентации наличие схем, мне ответили: вы получите ответ на свой запрос в письменном виде, мы не считаем нужным показывать вам эту информацию.

Председатель инициативной группы жителей «Восток» Людмила Беляева-Гундорина

«Нам не нужен магазин на месте деревьев!»

— Второй вопрос: зачем нам ещё один магазин на озеленённой территории возле дома № 38 по улице Калиновского? В замечаниях к предыдущей версии проекта мы отметили: нам этот магазин не нужен, у нас в районе достаточно магазинов шаговой доступности и крупных торговых комплексов. Более того: эта территория ухожена, на ней десятилетиями растут ели и берёзы. В прошлом году «Зеленстрой» высадил там новые деревья. Зачем это всё уничтожать?

Кроме того, в этом месте сложная геология: мы сделаем запрос, чтобы подтвердить эту информацию. Когда поблизости строили дома, засыпали болото и овраг: там подвижные почвы. Возле дома № 38 стоит высотка: в 1980-ые её стягивали скобами, чтобы спасти от разрушения.

На этот вопрос представители «Минскградо» не ответили, но депутат Палаты представителей Максим Мисько предложил учесть мнение жителей. Депутат тоже не видит необходимости в строительстве магазина в этой зелёной зоне.

Схема классификации уличной сети

«3-е кольцо по улице Калиновского — плохая идея»

— Третий вопрос: почему не рассматривают другие варианты прохождения 3-го транспортного кольца иначе, чем по улице Калиновского? Сейчас улица Калиновского — улица районного значения. 3-е кольцо — улица городского значения.

Кольцевая дорога должна иметь плавные скругления, а сейчас градостроители предлагают поворот под прямым углом с улицы Филимонова на улицу Кедышко, а потом ещё один поворот под 90 градусов с улицы Кедышко на улицу Калиновского. Любому человеку понятно: на таких поворотах автомобиль сначала тормозит, а потом газует — это дополнительные выхлопы.

Улица Калиновского достаточно узкая. На участке от улицы Кедышко до улицы Славинского — по 2 полосы в каждом направлении без конструктивного выделения, только с разделительной полосой. От Славинского до Логойского тракта — вообще по 1 широкой полосе в каждом направлении. Сейчас улица Калиновского обслуживает наш район. Если здесь пройдёт 3-е кольцо, по нему пустят грузовики, которые будут ездить в том числе ночью, как в Москве.

При этом проектировщики «Минскградо» путались в своих ответах. Сначала нам сообщили, что улицу Калиновского расширять не будут. Потом рассказали, что на улице появится дополнительная полоса для общественного транспорта. Со стороны зелёной зоны архитекторы резервируют место под эту полосу: но там уже растёт 3 ряда деревьев.

Летом в комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома меня уверяли, что 3-е кольцо «просто нарисовали», что это далёкая перспектива, что у города сейчас нет денег на 3-е кольцо. На презентации специалисты «Минскградо» объяснили, что улицу Калиновского намерены расширить, чтобы подвозить людей к будущей станции метро 3-й линии, которая может появиться на пересечении улицы Максима Богдановича с улицей Кольцова.

Ни на один из своих вопросов ответа Людмила так и не получила. Насчёт доступности схем активистке обещали ответить в письменном виде, но ответа до сих пор нет. Мало того, на презентации проекта у жителей района появились новые вопросы к проектировщикам.

«Наши поликлиники переполнены!»

Другие жители района пожаловались на загруженность действующих поликлиник, сообщила Людмила — в то время как новые поликлиники в проекте не предусмотрели.

— Представитель «Минскградо» ответил: «По нашим расчётам, вам не нужно ничего нового». Обещали реконструировать поликлинику № 27.

«Минскградо» пожимает плечами: мы оперируем официальными данными. Даже по ним поликлиника № 27 нуждается в реконструкции из-за аварийного состояния. Мы запросили в комитете здравоохранения Мингорисполкома данные о загруженности в 2016—2017 годах поликлиники № 19. Оказалось, с каждым годом она обслуживает всё больше пациентов: за счёт того же «Маяка Минска», который построили без каких-либо социальных объектов.

Ещё год назад я приложила к замечаниям к предыдущему проекту собственный расчёт обеспеченности жителей местами в поликлинике согласно требованиям регламентов Генерального плана Минска: 30 посещений в смену на 1.000 жителей. Расчёт показал: чтобы выполнить норматив, нам необходима ещё одна поликлиника размером с 19-ю, которая вдвое больше 27-й.

В «Минскградо» ответили, что никакого расчёта не видели и предложили прислать его в общем порядке в ходе текущего общественного обсуждения. Но я уже отправляла расчёт ещё год назад. А летом встречалась с Александром Акентьевым: «Минскградо» отказывается принимать расчёт, так как они, мол, считают по-другому. А показать не могут, ссылаясь на гриф ДСП: для служебного пользования.

На всех градостроительных проектах Минска необоснованно стоит гриф ДСП — хотя ДСП они быть не могут.

«Чтобы защитить гаражи — ляжем под бульдозер!»

По обеим сторонам улицы Кнорина возле завода «Термопласт» и завода «Химреактивы» расположены гаражные кооперативы. На месте 1-этажных стационарных и боксовых гаражей «Минскградо» планирует возвести многоуровневые паркинги. Напомним, это общая тенденция в работе государственных проектировщиков: ранее с перспективой сноса своих гаражей уже столкнулись жители Серебрянки. То же угрожает и жильцам квартала возле Ботанического сада.

Людмила сомневается, что насильственная альтернатива позволит решить транспортную проблему. Известно, что многие столичные паркинги пустуют из-за высокой стоимости машино-места.

— Как заставить жителей оставлять автомобили на паркинге? Есть негативный пример Уручья: на улице Гинтовта построили 3-уровневый паркинг с местами под продажу. Жителям это невыгодно, в результате машинами заставлены все дворы, дороги, проезды. У нас может случиться такая же ситуация: район старый, жители не самые богатые — мало кто сможет позволить себе купить машино-место в паркинге.

Есть норматив обеспеченности жителей района машино-местами. Без соблюдения это норматива ни один градостроительный проект не получит одобрения государственной экспертизы.

Когда летом «Минскградо» ещё собиралось возводить 3 жилых квартала на месте зелёной зоны, для обеспечения всех жителей машино-местами проектировщики рисовали подземные паркинги во дворах старых 5-этажек. Как «Минскградо» себе это представляло? Но для экспертизы этого бы хватило. Впрочем, в нынешнем проекте от паркингов во дворах отказались.

Владельцы гаражей высказались категорически против сноса, утверждает Людмила: некоторые собственники пообещали даже лечь под бульдозер, когда он подъедет к их гаражам.

«Проектировщики противоречат сами себе»

Председатель одного из гаражных кооперативов Кирилл подтвердил серьёзные намерения собственников гаражей в борьбе за защиту своего имущества.

— Всего в районе 3 гаражных кооператива. В нашем — 135 гаражей, в соседнем — 142. Непонятно, как «Минскградо» собирается реализовать проект, если пока непонятна ситуация с линией электропередач и теплосетями. Проектировщики не могут возложить перенос сетей на подрядчика, так как они принадлежат государству в лице «Минскэнерго» и Минских тепловых сетей.

Один из докладчиков заявил: каблирование сетей рассчитывают провести только к 2028 году. О какой реализации проекта может идти речь в таких условиях? Проектировщики сами себе противоречат.

За день до проведения презентации мы подали заявку от каждого гаражного кооператива о включении наших представителей в комиссию по обсуждению проекта от юридических лиц. Вполне вероятно, составим замечания по проекту.

Мы хотим, чтобы проектировщики и застройщики на случай сноса гаражей оговаривали варианты компенсации, которых великое множество. Очевидно, застройщику невыгодно выкупать у кооператива землю под гаражами. Тем не менее, в нашем кооперативе, например, гаражи отапливаемые.

Председатель гаражного кооператива Кирилл

«В детских садах не хватает мест!»

Людмила объясняет: существуют социально гарантированные объекты (школы, детские сады, поликлиники и спортивные площадки), которые должны быть учтены в любом градостроительном проекте.

— Как выкручивается «Минскградо»: они запрашивают в администрациях районов проектные мощности детских садов. Выходит, что мест хватает всем, нет необходимости строить новые детские сады.

В соответствии с Кодексом об образовании существуют нормы количества детей в группе: в ясельной — не более 15, среднего возраста — не более 18. Мой младший ребёнок ходит в детский сад, где в группе под 30 детей — а в Минске бывает и больше.

Детские сады нашего района обслуживают и соседние районы. В «Маяке Минска» не построили ни единого детского сада. В Зелёный Луг привозят детей из Боровлян, Валерьяново. В нашем детском саду только треть группы — местные жители, остальные дети — из домов за МКАД.

«Вместо жилья лучше строить спортивные площадки»

Даже по первоначальному проекту в районе не выполняли норматив обеспеченности жителей спортивными площадками, озабочена Людмила.

— Мы предлагали разместить их на месте предполагаемого жилья в зелёной зоне вдоль улицы Калиновского. «Минскградо» возразило: размещать зоны отдыха под линией электропередачи небезопасно. Но ведь ЛЭП рассчитывают кабелировать! Наверняка спортивные площадки важнее для города, чем уплотнение многоэтажками: ведь это повлечёт за собой перенаселение города, транспортные заторы, ухудшение экологической обстановки.

С советского времени в районе остались 2 спортивные площадки, где мы с мальчишками играли в футбол. Остальные площадки заросли, за ними никто не ухаживает. Где сегодня играть детям? Им нужны благоустроенные площадки, чтобы дети не сидели дома за гаджетами.

Итоги прошлого общественного обсуждения подводили в администрации Первомайского района. На заседании мы предлагали архитекторам разместить в зеленой зоне по Калиновского площадку для воркаута, как на чудесной спортивной зоне по улице Столетова. ГАП Александр Бондарчик рассмеялся нам в лицо: дескать, слишком ценная эта земля, чтобы построить здесь спортивную площадку.

Панорама улицы Калиновского. Карта: maps.yandex.ru

«Давайте реновируем наш район!»

По словам Людмилы, район возводили практически в один момент: в течение 5 лет в конце 1970-ых.

— Дома одновременно приходят в упадок. С каждым годом объём работ, выполняемых при капитальном ремонте, уменьшается. Ещё 10 лет назад в состав работ входили термошуба и пластиковые окна — сейчас этого нет.

Мы предложили депутату парламента Максиму Мисько провести в нашем районе эксперимент и осуществить реновацию по-московски. Наши тенденции градостроительства отстают от темпов Москвы на 10−15 лет, но серии домов в обоих городах ведь похожи!

Под ЛЭП по улице Калиновского проходит тепломагистраль, которая питает весь Зелёный Луг. Это один из самых проблемных участков тепломагистрали Минска. Участок настолько изношен, что требует полной замены.

Проектировщик подтвердил: в перспективе несколько участков заменят со всем оборудованием и коммуникациями, так как в любой момент тепломагистраль может прорвать. Разумеется, мощность существующей тепломагистрали не рассчитана на обслуживание новой застройки.

«Генплан не соответствует действительности»

Лидер инициативной группы Сельхозпосёлка Виктор Барташевич уже несколько лет консультирует владельцев частных домов в борьбе с амбициями чиновников и инвесторов. Виктор пришёл поддержать активистов из Зелёного Луга.

— Многих активистов волновал вопрос: почему ПДП такой сырой? Почему градостроители не приняли предложения жителей, выдвинутые на презентации предыдущей версии проекта?

Представители «Минскградо» повели себя неуважительно по отношению к слушателям, усевшись на первый ряд спиной к людям. Когда жители высказывали замечания к проекту, его авторы вскакивали и говорили: «В чём проблема? Подавайте замечания в письменном виде». Зал отвечал: «Так мы ведь уже подавали замечания, ещё на презентации прошлого проекта. Почему вы их не принимаете?».

Я хочу пояснить, почему градостроительные проекты Минска попадают на презентации с кучей недоработок. Действующий Генеральный план Минска утвердили указом президента Беларуси № 344 от 15 сентября 2016 года. Решение о разработке ПДП Минска Мингорисполком принял в отношении комитета архитектуры и градостроительства 10 марта 2016 года за № 684.

То есть, Мингорисполком принял решение о разработке ПДП за полгода до утверждения Генплана. На разработку всех ПДП выделили 1,5 года. Чтобы разработать полноценный ПДП, требуется 2−3 года. Здесь же за 1,5 года нужно было разработать десятки ПДП.

В итоге работы на скорую руку часто случается, что графическая часть ПДП не соответствует реалиям, как это произошло в жилом районе улицы Волгоградской. Архитекторы не утруждают себя проверкой актуальности карты, а потом выглядят смешно, когда пытаются заверить жителей, что знают район лучше их самих. Людей в «Минскградо» не хватает, а объём работы колоссальный. Откуда такая спешка?

Заместитель главы администрации Первомайского района Василий Косовец тогда не стал меня слушать.

Напомним, в прошлом году Василий Косовец не поладил с жителями района улицы Волгоградской: по итогам бурной дискуссии возмущённые активисты заблокировали заместителя главы района. Презентация завершилась после полуночи, а чиновника освобождала милиция.

Лидер инициативной группы Сельхозпосёлка Виктор Барташевич

Сроки обсуждения проекта

Проект опубликован на сайте администрации Первомайского района.

Общественное обсуждение проекта проходит по 19 января.

Свои замечания и предложения по проекту можно направить по 19 января в управление по архитектуре и строительству администрации Первомайского района:

— по обычной почте: 220 012, город Минск, переулок Кузьмы Чорного, дом 5, кабинет 205 (с пометкой «Общественное обсуждение»);

— по электронной почте: реrv. arhit (собачка)minsk.gоv.by (с пометкой «Общественное обсуждение»).

Фото: Павел Садовский, Виктор Барташевич

Читать:
Поделиться: