«Конкуренты тянут сырьё из Украины без всяких документов». Как «Молодечномебель» пытается выжить на рынке
18.12.2018 4021
Объединение «Молодечномебель» — один из крупнейших в Беларуси производителей, под брэндом которого выпускают корпусную и мягкую мебель. В состав объединения входит также Вилейская мебельная фабрика. Мебель в Молодечно производят с 1950-х годов. Журналист Realt.by побывал на фабриках, увидел новые технологии и поговорил с руководством предприятия, чтобы узнать, что происходит на мебельном рынке Беларуси, какие инновации применяют на производстве, что нового могут предложить покупателю и какие видят перспективы в сфере изготовления мебели.
«Шпон дешевле в Украине«
На фабрике корпусной мебели сырьё для производства предпочитают приобретать у отечественных поставщиков, рассказал заместитель главного технолога Иван Царь.
— Плиты ДСП, МДФ, OSB мы заказываем на деревообрабатывающих заводах в Ивацевичах, Витебске. Ориентируемся на цену: например, шпон дешевле в Украине, поэтому его мы покупаем там.
Для реализации дизайнерских идей на фабрике применяют современные технологии.
— С помощью лазерного луча мы создаём декоративные элементы будущей мебели: лазером вырезают деталь толщиной до 10 миллиметров. В зависимости от габаритов заготовки лазер обрабатывает около 20 миллиметров в секунду.
Чтобы дым не раздражал органы обоняния, в помещении стоит модернизированная люстра Чижевского. Она генерирует отрицательно заряженные ионы, которые в воздухе связывают молекулы гари и принуждают их опуститься на пол. В конце каждой смены в помещении проводят влажную уборку.
Рабочим часто приходится придавать заготовкам неправильную форму, сообщил Иван Царь.
— Для придания заготовке криволинейной формы её помещают под пресс. Заготовку нагревают токами высокой частоты, помещают под напряжение 5000 вольт. Сверху и снизу заготовку прижимают листами алюминия. Заготовка испытывает давление пресса: около 100 тонн. Происходит внутренний разогрев клея.
Склеивание занимает 10−15 минут: около 4 минут на разогрев клея и примерно 8 минут на остывание. При этом клей кристаллизуется. Когда деталь достают из-под пресса, она уже не изменит свою форму, и деталь можно сразу пускать в обработку. Для стандартных форм заготовок мы используем шаблоны.
Специалисты предприятия придумали, как использовать в процессе производства привычный продукт.
— На деталь можно поместить логотип. Участок нанесения покрывают молоком, и деталь помещают в пресс-форму. Для нанесения логотипа используют шаблоны. Весь процесс занимает 10−15 секунд. Молоко используем для того, чтобы рисунок не поломался во время кислования.
Если не смазать участок нанесения или смазать его обычной водой, то после нанесения рисунок покорёжится. Козеин и прочие элементы, входящие в состав молока, размягчают древесину. Под действием высокой температуры волокна целлюлозы выпрямляются и становятся более гибкими.
Фабрика сама себя отапливает
Автоматизация производства помогает оператору оборудования повысить качество продукции, подчеркнул заместитель главного технолога:
— У оператора есть возможность заранее проследить за предполагаемым циклом обработки детали. До запуска процесса оператор может открыть на дисплее симулятор и увидеть весь процесс обработки в 3D. Как будет идти деталь, не зацепится ли она за присоску, не стукнется ли об угол. Оператор также может оценить итоговый вид обработанной детали. Это помогает снизить вероятность брака до нуля.
Специалистам предприятия удалось обеспечить энергетическую независимость фабрики.
— Мы отапливаем производство своими силами. Опилки поступают в башню, где воздух очищают от опилок. Тёплый воздух возвращают в цех, опилки по опилкопроводу поступают в 2 котельные. Для обогрева мы используем также твёрдые отходы, которые заранее дробим. В холодную зиму мы можем закупить у города дополнительное топливо, но с учётом температуры последних лет нам хватает собственных мощностей. Башню произвели итальянцы.
Женщины и мужчины получают одинаковую зарплату за ту же работу
По словам Ивана Царя, на заводе соблюдают гендерное равенство: в том числе, и в оплате труда. За одинаковую работу женщина получает такую же зарплату, как и мужчина:
— Женщины заняты на производстве на участках, где нужна скрупулёзная работа. Мужчинам нужно всё делать быстро, а женщины более усидчивы. Женщины работают на наборе, на прессах — там, где нужно аккуратно всё сложить. Если нужно что-нибудь поднять и перенести — этим, конечно, занимаются мужчины. Женщины — отличные работники: они очень ответственные, не пропускают брак.
На токарном станке по шаблону обкатывают ролик. Фрезы связаны с роликом, они повторяют его движение. 3 степеней свободы хватает для обработки детали.
— Наша мебель относится к ценовой категории «выше среднего», — охарактеризовал продукцию предприятия Иван Царь. — Соответственно, мы строго следим за качеством деталей. В номенклатуру производства входит около 1000 деталей.
Все ответственные работы выполняют на станках с числовым программным управлением (ЧПУ). Это позволяет снизить до минимума влияние человеческого фактора и снизить риск ошибки. Оператор ограничивается наблюдением за процессом и контролем работы оборудования. Точность обработки в этом случае зависит исключительно от точности станка.
Особо точные элементы вырезают руками
При прессовании древесина сжимается, поверхность детали становится настолько гладкой, что дальше можно обойтись без шлифования. Резчики-краснодеревщики вручную вырезают декоративные элементы в тех случаях, когда нужна особая точность, которой невозможно добиться на станке. Ручной труд применяют не только для индивидуальных, но и для серийных заказов.
Для ускорения производства на станке устанавливают несколько фрез параллельно щупу. Они полностью повторяют процесс обработки. Благодаря этому оператор станка может одновременно выточить несколько деталей, обрабатывая непосредственно своими руками лишь одну из них.
Все лакокрасочные материалы выполнены на водной основе, поэтому в цехе отсутствует резкий запах. Такая технология позволяет избежать и вредных выбросов в окружающую среду.
— Производство находится в жилой зоне, нужно дать людям пожить, — пояснил Иван Царь.
Если нужно получить деталь с идеально ровной поверхностью, без попадания пыли, её помещают в камеру с повышенным давлением: оттуда воздух выходит в цех. То есть из обычного пространства воздух с пылью в камеру не поступает. В таких кабинах покрывают, например, крышки столов: они должны быть идеально гладкие, без вкраплений.
На детали высотой до 50 миллиметров рабочие могут нарисовать любое изображение на любом материале, уверяет заместитель главного технолога.
— У нас есть пульвелизатор и цветной принтер, который позволяет напечатать хоть портрет. Бывают индивидуальные заказы, когда заказчик просит разместить на мебели чей-нибудь портрет. Впрочем, технологически проще иметь дело с серийным производством, ведь тогда не нужно следить за перемещением конкретной детали по всему цеху.
Покупатели хотят брать собранную мебель
Люди хотят получать собранную мебель, делится наблюдениями Иван Царь: с разобранной мебелью у покупателей возникает немало вопросов по сборке.
— Нам удобнее поставлять мебель в разобранном виде: так она занимает меньше места в грузовике. Чтобы качество продукции не страдало, мы выставляем на продажу мебель в собранном виде, облегчая жизнь покупателю. Даже если выходит партия мебели в разобранном виде, мы обязательно проводим её контрольную сборку.
«Работать с массивом сложно, это недешёвый труд»
На фабрике корпусной мебели работают с массивом дерева: дуба, бука, ольхи, рассказал заместитель генерального директора по маркетингу и рекламе, начальник финансово-сбытового отдела объединения «Молодечномебель» Сергей Мороз:
— Есть и более простые программы: шпонированные, ламинированные — они, скорее, ориентированы на внутренний рынок. Мы давно делаем ставку на экспорт, а наших иностранных покупателей интересуют качественные дорогие изделия. Сейчас мы ведём переговоры с партнёрами из Германии.
Работать с массивом очень тяжело: не все предприятия могут себе это позволить, потому что производство должно быть энергонасыщенным, с замораживанием больших оборотных средств. Полный цикл производства мебели из массива, от распиловки до готового изделия, занимает от 6 до 8 месяцев.
— Изделия из массива не могут стоить дёшево, так как их производство — длительный технологический процесс с большими затратами. Если мы производим фигурное изделие, то значительная часть сырья уходит в отходы: такая технология, по-другому сделать нельзя.
Изделия из массива известны своей долговечностью, поэтому мебель из массива интересует людей всегда. Она экологически чистая — к тому же, мы применяем отделочные материалы на водной основе. Поэтому нашу мебель приобретают люди, которые ценят своё здоровье, комфорт и длительный срок службы изделия.
«Новые модели запускаем в производство только после показа на выставке, смотрим на реакцию людей»
— Ежегодно мы полностью или частично обновляем 35−40% ассортимента: выпускаем новые коллекции или модернизируем прежние. Мы регулярно посещаем международные выставки, ориентируемся на итальянцев: они законодатели моды в мебели.
У нас есть свои дизайнеры, которые изучают новинки и адаптируют их к нашему рынку. К сожалению, мы заимствуем лишь те европейские идеи, которые потом сможем реализовать на нашем оборудовании. Не всегда технологии, которые находятся в нашем распоряжении, позволяют нам воплотить наши идеи.
— Когда дизайнеры предлагают идею новой коллекции, мы её обсуждаем и выпускаем пробный ряд. Новинку мы представляем на домашней выставке, привозим в сентябре на национальную выставку «Мебель» или показываем в Москве. После показа составляем для модели опросный лист для посетителей выставки.
Если люди одобряют нашу модель, мы устраняем замечания и запускаем её в серийное производство. Если новинка пришлась людям не по вкусу, мы продаём коллекцию по сниженной цене. Мы стараемся получать обратную связь от наших покупателей.
— Года 4 назад белая мебель начала входить в моду, и сегодня она держится устойчиво. Этот цвет как никогда задержался на пике популярности. Хотя на выставке в Милане на первый план уже выходят другие цвета. В мягкой мебели покупатели предпочитают бежевый и серый. Сейчас в моде однотонность.
Впрочем, вкусы белорусов отличаются даже в соседних областях. Никогда нельзя заранее предугадать, какая модель понравится людям. Мы постоянно пробуем различные варианты. Определяющую роль играет цена. Хотя есть и проверенная временем спальня «Лика» по цене чуть выше среднего. Гостиную «Давид» мы продаём вообще с конца 1990-х.
— Наша мебель в основном выполнена в классическом стиле. Мы пробуем работать и с более современными стилями, но делаем это осторожно: не все люди их воспринимают. В Беларуси спрос на современный стиль пока очень маленький. В России он больше, особенно в крупных городах.
Классика жила, живёт и будет жить. Другое дело, что в разные годы спрос на неё неравномерен. Даже «хрущёвки» сегодня переделывают: объединяют квартиры и делают современный ремонт. Мебель из массива можно считать вечной — и её заменяют с выходом новых коллекций. Всё зависит от достатка людей.
Мягкая мебель: дорогие станки для натуральной кожи
На фабрике мягкой мебели осуществляют полный цикл производства кутаных диванов, рассказал директор фабрики Алексей Баран:
— Мы сами нарезаем поролон, подготавливаем синтипон, готовим каркасы, производим обивку и сами отгружаем продукцию. Для формирования каркаса мы используем только облицованные ДСП. Это соответствует ГОСТам и европейским стандартам. Мы не работаем с голыми ДСП, которые выделяют формальдегиды.
У поролона разные плотности в зависимости от моделей и назначения. Кубик поролона 2×1 метр разрезаем автоматически. Используем также поролон memory free: его структура позволяет запоминать состояние. Он очень мягкий и удобный. Вся производственная линия собрана в Италии.
На фабрике работают с дорогим оборудованием, которое стоит не на каждом предприятии, хвалит своё производство Алексей Баран:
— Есть станки, которые стоят даже не десятки, а сотни тысяч — не только долларов, но, наверное, уже и евро. Мы используем только натуральную кожу, без спилок и кожзама. Кожзам используем только в некоторых моделях, но мы сразу поясняем, что это экокожа.
У меня дома стоит наша мебель, она мне очень нравится. Я работаю на фабрике уже 32 года. Как я могу быть директором, если у меня дома мебель другого производителя? У наших тканей от 45 до 100 тысяч циклов истирания. Это очень высокий уровень износостойкости. Основные поставщики тканей — Беларусь и Россия.
«Европейскую моду в Беларуси не понимают»
На Вилейской мебельной фабрике следят за современными тенденциями, поделился наблюдениями начальник финансово-сбытового отдела Михаил Логинович:
— Сейчас мы, как и другие, наносим на дерево червоточины. У наших поставщиков такого сырья уже не осталось либо оно резко подорожало. Мы пропускаем дерево через станок и брашируем (искусственно состариваем — прим. авт.). Это цельный дуб, но стоит коллекция такой мебели очень дорого.
Сегодня мы пришли к лофту и скандинавскому стилю, есть спрос на английский и американский стили. На выставках ценят наш дизайн, но по цене мы проигрываем не только китайцам, но уже и прибалтам. Они тянут сырьё из Украины без всяких документов. Однако в Европе ценят порядочность поставщика и соблюдение условий договора: в этом смысле нам доверяют больше.
Тем не менее, мебель, которая сегодня популярна в Европе, в Беларуси спросом не пользуется, сожалеет директор Вилейской мебельной фабрики Николай Пискунов:
— Ни одна французская модельная программа сегодня в Беларуси не работает. Мебель, которую мы экспортируем во Францию, в Беларуси непонятна и непризнанна. Работать очень сложно: технологам нужно разрабатывать концепты для внутреннего рынка и для экспортной продукции отдельно.
Раньше мы работали с 4 основными цветами: дуб натуральный («медовый краситель«), коричневый, белая эмаль и тёмный орех. Сегодня у нас 13 цветов: на одном кухонном наборе может быть 5 цветовых решений. Раньше кухни делили по комплектам. Сегодня в каждом комплекте детали могут иметь свой тон цвета. Ассортимент сильно дробится, это снижает производительность труда. Но этого требует потребитель, не выполним его условия — останемся без работы.
В качестве сырья для производства на фабрике используют экологически чистую натуральную древесину:
— Отделку выполняем маслами, так делают многие. Мы производим мебель 4 стилей: классика, лофт, модерн, кантри. В Беларуси мы продаём около 25% продукции. Конкуренцию испытываем по всем направлениям, особенно в других странах. На сегодняшний день объём выпущенной продукции составляет 90% объёма за аналогичный период прошлого года. Что мы производим сегодня, сегодня же должны и продать. Стоимость продукции сегодня особенно важна для покупателя.
Сейчас на фабрике работает 212 человек. Средняя зарплата на предприятии — 732 рубля. По словам директора, коллектив сокращается за счёт естественной убыли и освобождения из технологического процесса.
«Прибыль снижается, но китайцев не боимся»
На производственном объединении «Молодечномебель» сегодня работают около 800 человек. На фабрике в Молодечно трудятся около 610 человек. Средняя зарплата на предприятии составляет 1000 рублей. Каждый год она колеблется в зависимости от объёма выпускаемой продукции, но в целом остаётся на одном уровне, комментирует заместитель генерального директора по маркетингу и рекламе Сергей Мороз:
— С каждым годом мебельный рынок проседает: сказываются санкции против России, которые вызывают цепную реакцию. Золотой сезон мебельщиков длится с августа по февраль, а пик продаж приходится на Новый год. Раньше спад продаж отмечали в мае-июне, а сейчас в ноябре мы находимся на том же уровне.
Прибыль нашего предприятия из года в год неуклонно снижается. 10 лет назад рентабельность производства составляла 80−100%, и это не влияло на цену: изделия продавались очень хорошо. Сегодня рентабельность достигает максимум 15% на некоторые товары.
Основные затраты производства корпусной мебели приходятся на сырьё, подсчитал Сергей Мороз:
— В 1-м полугодии доля затрат на сырьё поднималась до 35%. Разумеется, это сказывается на себестоимости продукции и впоследствии — на цене изделия. Однако мы всегда стараемся её удержать за счёт использования внутренних ресурсов, повышения производительности труда, применения новых технологий. Можем даже чуть-чуть в ущерб качеству слегка изменить материалы — всё ради сохранения цены.
Каждый месяц мы перерабатываем 200−250 кубических метров дуба и чуть более 120 кубометров ольхи. Бук мы заказываем в Украине небольшими объёмами в зависимости от спроса на изделие.
Несмотря на снижение прибыли, на «МолодечноМебели» не боятся прихода китайских производителей, сообщил Сергей Мороз:
— Сегодня уровень китайской мебели поднялся, а зарплаты работников сферы производства мебели в Китае уже превысили белорусские. Поэтому увеличилась себестоимость китайских изделий — соответственно, им приходится повышать цену на свою продукцию. Наша мебель по-прежнему конкурентна.
«Коже предпочитают ткань»
На фабрике мягкой мебели стараются выполнить все пожелания клиента, призывает не сомневаться директор фабрики Алексей Баран:
— Коровы сейчас измельчали: раньше нам поступали шкуры длиной по 8−9 метров, а теперь мы имеем дело с телёнками по 2−3 метра.
Цветовая гамма кожи состоит из 25−27 оттенков, ткани — около 400 оттенков. Клиент у нас изысканный, но мы готовы удовлетворить любые его вкусовые предпочтения. Мы оставляем право выбора за клиентом: мы обещаем ему, что выпустим диван через месяц, но стараемся уложиться в 2 недели.
В последнее время объём обработки кожаных изделий сильно сократился, сетует Алексей Баран:
— Мы полностью работаем под заказ. В последние 2 года мы наблюдаем тенденцию к уменьшению количества кожаных изделий. Появились ткани, которые стоят дороже кожи. Сегодня кожу в основном выбирают владельцы офисов и пожилые люди. Наша целевая аудитория — люди старше 30−35 лет. Молодые и состоявшиеся люди выбирают ткань.
В месяц мы выпускаем 1000−1100 диванов. Работаем в 1 смену: плохо работает тот, кто плохо отдыхает. 70−80% продукции экспортируем в Россию, Украину, Литву, Эстонию, Чехию, Германию, Грузию, Азербайджан. Где присутствует корпусная мебель, там есть и мягкая. Человеку удобнее подобрать мебель в комплекте.
«Инфляция намного выше официальной, а работать с интернет-магазинами невыгодно»
Условия работы на мебельном рынке Беларуси серьёзно ухудшились, описал ситуацию директор Вилейской мебельной фабрики Николай Пискунов:
— Декларируемая инфляция в Беларуси — 4,8%. Основной вид сырья, с котором мы работаем — массив дуба. 1 декабря 2016 года дуб стоил 200 рублей без НДС на складах лесхозов и леспромхозов. С 1 января 2017 года цена дуба взлетела до 670 рублей. Вчера прошли торги: теперь дуб стоит уже 837 рублей.
Кратное увеличение цены объясняют тем, что раньше мы заключали договоры напрямую с леспромхозами, а сейчас приходится покупать на торгах Белорусской товарной биржи. А потребитель готовой продукции хочет от нас скидок, хотя фактическая инфляция далеко не 4,8%.
В Беларуси у объединения «Молодечномебель» собственная торговая сеть. Фирменные магазины есть во всех городах с населением больше 100 тысяч человек. Если «Молодечномебель» отдаст свою мебель интернет-магазинам, объединению придётся торговать в убыток, убеждён Николай Пискунов:
— Интернет-магазины несут гораздо меньше затрат, чем стационарные: онлайн-площадкам не нужно арендовать площади и содержать экспозицию, не надо нанимать рабочих. Наши недобросовестные онлайн-конкуренты могут придержать у себя «живую» тумбочку и показать её клиенту в доказательство своей надёжности. Люди заказывают мебель, онлайн-магазины советуют «пощупать» её в мебельных магазинах, а потом продают людям по более низкой цене. Что с этим делать?
Раньше в каждом районном центре Беларуси была мебельная фабрика, вспоминает директор.
— Теперь к нам поступает мебель из России. У них другой энергетический баланс — следовательно, иная стоимость сырья. Мы проигрываем россиянам конкуренцию по тем позициям, уйти от которых невозможно: налоги, энергетика. Раньше зимой мы потребляли 230 тысяч киловатт-часов электроэнергии, теперь — 140 тысяч. А платим номинально больше, чем раньше! Нам говорят в государственных органах: представьте, сколько бы вы платили, если бы не экономили!
Гостиную или спальню продать легче, чем кухню, признаёт Николай Пискунов:
— Кухня — отдельное помещение с интерьером, техникой, фурнитурой. Стандартные кухни не продаются: за счёт высокой цены наш покупатель хочет получить не только качественную мебель, но и какое-то оригинальное дизайнерское решение. Поскольку мы работаем с заказами, дизайн и цену подбираем индивидуально для каждого заказа.
Фото: Алексей Матюшков
Читайте также:
— «Если купишь диван, дадим скидку на кровать». В Минске открылся центр интерьерных решений «Яркий»
— Квартира-сруб, брутальный лофт и жилая оранжерея. 5 самых необычных квартир Минска из базы Realt.by
— В Минске проходит выставка «Мебель-2018»: что можно там увидеть и потрогать
— Креативный офис Green Studio: как из старого подвала сделали место, «где легко и приятно работать»