Как выгодно и быстро продать квартиру? 7 простых советов продавцам недвижимости от лучшего агента 2017 года
11.01.2018 12 14118
Каких правил стоит придерживаться при продаже и как подготовить объект недвижимости? На эти и другие вопросы отвечает Евгений Мальгин — победитель номинации «Специалист года. Агент 2017» по итогам профессионального голосования премии Realt Golden Key.
В прошлом материале Realt.by Евгений давал советы покупателям недвижимости. Сегодня речь пойдет о продавцах. Пусть они в сделке купили-продажи жилья рискуют значительно меньше, чем покупатели, некоторые знания помогут продавцам лучшим образом достигнуть своих целей, а именно, реализовать свою недвижимость в максимально короткие сроки по наиболее привлекательной цене.
1. «К самой большой продаже в жизни нужно подходить с умом»
Первое, на что я обращу ваше внимание — это подготовка. Зачастую недвижимость — это крупнейшая продажа в жизни человека, а потому не стоит пускать все на самотек. Прежде чем приступить к продаже квартиры, я советую приобрести определенные знания в этой области. Одного желания здесь явно недостаточно.
Если вы хотите грамотно решить свой вопрос, проконсультируйтесь с агентом по недвижимости или риэлтером. Причем я не агитирую за агентства, а имею ввиду именно консультацию — у большинства найдется знакомый, который занимается недвижимостью, или специалист, которому можно доверять по хорошим отзывам. Это будет куда полезней, чем совет «соседа Васи, который трижды продавал квартиру». Продажа, как лотерея — ему повезло «три раза поставить на „красное“ и победить», но далеко не факт, что «выиграть» сможете и вы.
В качестве примера приведу случай из собственного опыта. В моей практике была клиентка, которая обратилась ко мне за помощью при продаже своего жилья. После удачно совершенной сделки она периодически обращается за информацией о недвижимости. Недавно она приступила к продаже действительно сложного объекта — добротной постройки за несколько сотен тысяч долларов, но сделанной на дачном участке. Такая форма собственности накладывает определенные ограничения и неудобства, отсюда — сложности в продаже. Если бы она обратилась на этапе проектирования, то получила бы информацию о том, что в дальнейшем этот объект крайне сложно будет продать без существенной потери в деньгах. Однако она не посоветовалась. Отсюда неизбежные проблемы в продаже, а своевременное обращение к агенту помогло бы их избежать.
2. «Планируйте время продажи»
Один из первых вопросов, который клиенты задают в офисе агентства недвижимости: «Сроки продажи?». Это, и правда, важно, поэтому здесь остановлюсь отдельно. Многие считают, что квартиры продаются годами. Нет. Если это чистая продажа и квартира без каких-либо обременений, то средний срок до сделки — 1,5−2 месяца.
Если объект имеет какие-либо недостатки, к примеру, полное отсутствие ремонта, крайний этаж, отсутствие балкона
Два-три месяца, как правило, уходит и на цепочки сделок. А вот дольше всего продаются частные дома. Обычно на продажу такого объекта уходит год, хотя были продажи и за считанные дни. Основная сложность — в индивидуальности загородных объектов. Часто дома строят исключительно под себя, свои привычки и образ жизни, а потому сложно найти покупателя с похожим мировоззрением и вкусом.
Знания о средних сроках продажи позволяют людям грамотно планировать свою жизнь. Например, это важно для родителей школьников, ведь если переезд предполагает смену школы, то лучше это делать летом, а не в середине учебного года. Ориентируясь в средних сроках продажи, вы можете планировать наиболее оптимальное время, чтобы продать квартиру, учитывая предстоящие отпуска, отъезды и другие моменты.
3. «Все любят чистоту, а значит, и вам надо ее полюбить»
Многие продавцы считают, что все, что находится за пределами квартиры, никого не интересует. Это не так. Если вы хотите продать свою квартиру и улучшить ее рентабельность, обратите отдельное внимание на состояние подъезда и входной двери.
У меня в практике был случай, когда собственники по совету агента обратились в ЖЭС, чтобы их подъезд хорошенько вымыли и привели в должный вид. Эффект был колоссальный. Как только подъезд стал чистым и приятным, ликвидность квартиры заметно возросла — буквально за неделю квартира была продана.
Отсюда совет: если ваш подъезд усыпан рекламой и другой печатной продукцией, не ленитесь перед показом это все поднять и выбросить. Вкрутите лампочку в подъезде и проветрите лестничный пролет. Этими действиями вы никого не обманете, а первое впечатление об объекте продажи будет в разы лучше. Все любят чистоту, а значит, и вам надо ее полюбить.
Такого же правила придерживайтесь и внутри квартиры. Перед просмотром важно убрать все лишнее и поменять перегоревшие лампочки. Чем больше пространства и света, тем квартира смотрится комфортней и светлее. Не заваливайте квартиру коробками и вещами, готовясь к переезду, все это существенно сужает пространство и портит впечатление.
4. «Чистая квартира дороже, чем грязная»
Очень часто я сталкиваюсь с мнением: «Зачем мне убирать квартиру? Все же покупают объект, а не мою чистоту!». И это большое заблуждение. Безусловно, у всех людей разное отношение к чистоте, но, по моему опыту, чистая ухоженная квартира без пыли и пятен у любого покупателя вызывает куда более приятные впечатления, чем квартира, в которой давно не убирали.
Приведу конкретный пример. Некоторое время назад я помогал продавать квартиру семье с детьми. Взрослые работают, дети в школе — домочадцев много, а времени на уборку нет. Квартира была неплохая, но неухоженная, и я предупредил хозяйку, что мы сможем продать этот объект дороже на $ 2 тыс., если она приведет все в порядок. Женщина не поверила, и в итоге покупатель сторговал ровно $ 2 тыс. Эх, лучше бы сам помыл полы. А ведь позже в моей практике встречались и такие ситуации.
Здесь всем хочу дать один совет: старайтесь назначать для просмотров не более двух дней в неделю. Это позволит вам не переживать из-за чистоты каждый день, а готовить квартиру к показу в удобное для вас время — и покупателю чисто, и вам меньше работы.
5. «Чем меньше народа — тем больше кислорода»
Однажды мой коллега продавал квартиру, в которой жили пять человек — муж, жена, бабушка и дети. Квартира — небольшая «двушка» в «хрущевке». И вот представьте только — при каждом просмотре квартиры весь этот консилиум из пяти человек «хвостиком» ходил за покупателями. Собственники, агент, покупатели — в помещении было не протолкнуться, создавалась духота и ощущение тесноты. Естественно, объект не продавался до тех пор, пока «лишних» продавцов не попросили на время показа покинуть помещение. Именно это я советую всем продавцам: всех домочадцев, собачек и котиков на время просмотра лучше отправить погулять. Чем меньше людей и животных в квартире, тем больше места, пространства и чистого воздуха.
6. «Ни в коем случае нельзя скрывать недостатки»
Одно из главных правил продажи жилья — нужно говорить правду и только правду. Ни в коем случае нельзя скрывать недостатки. Продавец должен понимать, что за скрытие недостатков объекта продажи законом предусмотрена ответственность. Заведомо скрытые от покупателя трещины в стенах или некачественный ремонт могут привести к судебным разбирательствам и денежным санкциям. Если квартира имеет недочеты, есть два варианта развития событий: сообщить покупателю о проблеме, сделав скидку, или устранить недостаток в рамках предпродажной подготовки объекта недвижимости.
7. Не ходите бездумно по квартирам
На финал я оставил совет-просьбу: не ходите на просмотры квартир до тех пор, пока у вас нет конкретного покупателя на свой обьект. Это касается цепочек сделок, когда взамен продаваемого объекта подбирается новый. Многие продавцы, даже не выставив объект в рекламу, начинают «щупать» рынок, обходя десятки объектов в поиске варианта на замену. Хозяева этих квартир думают, что их покупатель найдется очень быстро и именно за ту стоимость, которую они хотят, и сами пускаются «на поиски». Процесс превращается в неконтролируемую цепочку, которая только ворует время и силы, а еще и стимулирует рост цен в определенной мере.
Мой совет: продажу квартиры начните с анализа рынка и своих возможностей. Продолжите хорошей качественной рекламой, добавьте в объявление актуальные фотографии, планировку, хорошее текстовое описание. Когда появился покупатель, заключите предварительный договор, возьмите задаток и приступайте к поискам и походам за новой квартирой. Для успокоения души, просмотрев в интернете квартиры, можете выбрать одну-две и сходить на просмотр еще во время продажи своей. Самое главное, не ходите бездумно по десяткам квартир, создавая обманчивый ажиотаж — он не на руку ни вам, ни другим участникам рынка.
Фото: Павел Садовский