Архитектор Олег Волович: «По закону инвестор может менять визуальные решения объекта в любую сторону. Обязанности придерживаться первоначальной идеи проекта у него нет»
26.09.2017 7 2157
Почему идеи столичных архитекторов реализуются в лучшем случае на 50−80%, а знаковые объекты вызывают бурное негодование экспертного сообщества? О наболевших вопросах проектирования, согласования и сдачи зданий в эксплуатацию беседуем с Олегом Воловичем, преподавателем БНТУ, членом Градостроительного совета Минска, сооснователем архитектурной студии «АРХ-НУВО»
— Олег, какой будет застройка столицы в будущем? Каковы настроения городских архитекторов?
— Настроения прогрессивные. Конечно, наша архитектурная школа учит архитекторов деликатно относиться к произведениям своих коллег, аккуратно вписывать ансамбли в уже готовую среду.
Но практика показала, что попытки создать в Минске псевдоисторические здания в последние десятилетия положительного результата не дали. А некоторые современные здания, несмотря на свою инородность, органично вплетаются в контекст города.
Так и должно быть.
Это естественное развитие города — наложение культурных слоев. Всё изменилось: нормы, материалы, образ жизни и желания людей, виды бизнеса. Очень сложно и дорого создать в наше время что-то не инородное. Можно сказать, такой контраст объединяет всю историю в один образ. И по такому принципу построены красивейшие города Европы. Так, хочется верить, будет развиваться и архитектура Минска. С учётом постоянного повышения качества архитектуры конечно!
Было бы правильно, если такую планку установит у нас постройка одной из мировых звёзд архитектуры. Появление такого объекта значительно оживило бы деятельность архитектурного сообщества. Интересно, что сейчас главный архитектор Минска готов рассматривать не консервативные, а достаточно эстетически смелые решения. Такое обстоятельство подстёгивает, например, нашу студию искать более интересные идеи.
— Мнение архитекторов понятно. А готов ли к таким решениям современный белорусский застройщик?
— Застройщик строит только то, что можно выгодно продать. А покупали до недавнего времени квартиры с ужасной планировкой, в убогих коробках с низкими потолками на ура. Вопрос цены! Поэтому, отчасти, в плохой архитектуре виноват сам потребитель.
Если покупателю не надо — зачем вкладывать деньги в качественные материалы и интересную архитектуру. Вот, что думает типовой белорусский застройщик.
Чего скрывать?! Я занимаюсь архитектурой гражданских и промышленных более 10 лет и могу сказать, что архитектура зданий ничем не защищена в юридическом плане. Стройка — это борьба архитектора за возможность реализовать то, что он придумал.
Законодательство не ограничивает застройщика в возможностях изменять к концу стройки образ здания. Зачастую инвесторы придерживаются своих, сугубо коммерческих, интересов. Поэтому на стадии строительства большинство застройщиков всеми силами пытаются сэкономить. Начинается удешевление стройматериалов, применение более простых решений
Современный инвестор не хочет делать «памятник архитектуры за свой счет», даже если на Градостроительном совете, на стадии согласования проекта, он обещает, что готов реализовывать свой проект именно в первоначальном виде.
С точки зрения законодательства, когда объект сдается в эксплуатацию, неизменны только технико-экономические показатели (они зафиксированы в экспертном заключении). Образные решения не описаны нигде. В результате можно говорить про реализацию идей на 50% или на 80%. И это наша боль!
Единичные здания не претерпевают изменений в процессе строительства.
— Как такое положение дел влияет на облик города?
— Люди видят странные, вопиюще неграмотные решения в эстетике зданий. Для меня недопустимы случаи, когда на проспект смотрят пластиковые двери и окна, когда котельная размещена на крыше и это видно с ключевых обзорных площадок столицы, когда в центре города лежит дешевая плитка, а остекление выполнено из кривого стекла. Увы, таких примеров большинство.
— Как с этим обстоят дела в мировой практике, как это должно быть и как это может быть у нас?
— Просто приведу пример. В Швеции, если архитектор задал высоту дерева возле дома 3,2 м., то это дерево будут регулярно подстригать под заданный параметр. Только потому, что так придумал архитектор.
— Можно ли переломить ситуацию у нас?
— Многие из реализованных городских решений могли бы стать лучше, если бы архитекторы получили возможность отстаивать их. Для этого архитектору нужны какие-то иные рычаги воздействия, кроме нервов, хлопанья дверью и кулаком по столу. Я бы предложил такие.
Образное решение должно описываться в экспертном заключении. Архитектор должен нести персональную ответственность за эстетику здания — сделал плохое здание — больше не проектируешь в значимых местах. И, общественный контроль за соответствием заявленной застройщиком эстетики на градостроительном совете и построенного здания.
— Существует мнение среди строителей, что дома, которые строились в 50−60-ые годы, по потребительским свойствам лучше, чем дома, которые строятся сейчас…
— В среднем и низком сегменте качество действительно ухудшается. Рынок заполнен дешёвыми строительными материалами плохого качества и небольшими компаниями с низкой квалификацией. И всё это пользуется спросом. Застройщик ориентируется именно на цену, а не на качество материала и работ, так как знает, что средний уровень построенного одинаково плохой и при более низкой цене, такие площади можно продать.
Поэтому качество ухудшается. Если люди покупают дешевые материалы, к нам будут их привозить. Строят панельки с сомнительной цветовой гаммой и откровенно плохой планировкой, потому что их покупают. Как только квартиры в них перестанут покупать — начнут строить монолит, а комбинаты панельного домостроения, чтобы конкурировать, перейдут на более гибкие конструктивные решения и обязательное интересное эстетическое оформление. Это сейчас и происходит, кстати.
В то же время есть фирмы (поставщики, подрядчики) для которых важна репутационная составляющая. Они лучше не продадут Заказчику ничего, чем продадут плохое решение. Таких компаний постепенно становиться больше и это меняет расстановку сил на строительном рынке и внушает определённые надежды.