О возможностях Республиканского конкурса «Лидер энергоэффективности» для выявления и мультипликации положительного опыта в сфере энергосбережения и энергоэффективности

16.05.2017 770

Продвижению современных энергоэффективных технологий, в нашей стране уделяется значительное внимание. Сегодня невозможно представить социально-экономическое развитие Республики Беларусь без активного внедрения эффективных технологий, применения возобновляемых источников энергии.

Тема энергоэффективности и энергосбережения многогранна, многозначна и актуальна не только в нашей стране. Это мировая тенденция. В группу вовлеченных, заинтересованных сторон входят и государственные органы власти, и бизнес, и наука, и некоммерческие организации, и СМК.

Республиканский конкурс на соискание премии за достижения в области энергоэффективности «Лидер энергоэффективности», в этом смысле очень показателен.

Сегодня, когда производитель, чтобы быть конкурентоспособным вынужден, с одной стороны, снижать цену на свою продукцию, в т. ч. и за счет минимизации энергетической составляющей ее себестоимости, а с другой — выполнять требования законодательства и уполномоченных органов по вопросам энергосбережения, актуальность данного конкурса только возрастает.

Об этом шел разговор на пресс-конференции 10 мая 2017 года, которая состоялась в Департаменте по энергоэффективности.

Ее участниками стали ключевые фигуры конкурса:

  • Председатель оргкомитета — Комашко Владимир Николаевич

(заместитель директора Департамента по энергоэффективности)

  • Председатель Экспертного совета — Молочко Андрей Федорович

(руководитель отдела общей энергетики РУП «БелТЭИ»)

  • Технический организатор — Патутин Александр Германович

(учредитель центра поддержки предпринимательства «Деловые медиа»).

В ходе разговора были даны разъяснения по разным темам.

Основные цели конкурса, его миссия связаны с внедрением и более успешном продвижении передовых энергоэффективных продуктов, технологий и решений в различных отраслях экономики, снижение энергоемкости ВВП; внедрением эффективных моделей энергопотребления, в том числе, на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Значительную роль в формате Конкурса, его успешности играют признанная компетентность, открытость и бескомпромиссность Экспертного и Наблюдательного советов, в состав которых входят специалисты РУП «БелТЭИ», РУП «Институт БелНИИС», ГП «Институт энергетики НАН Беларуси», БНТУ, ПРООН/ГЭФ и др.

Для кого этот конкурс?

— для предприятий, которые производят. поставляют и монтируют энергосберегающие изделия, материалы и устройства.

— для компаний, которые проектируют и строят энергоэффективные здания, применяют в строительстве энергоэффективные технологии и оснащают здания энергоэффективным оборудованием и системами

— для предприятий и организаций, которые в результате модернизации своей энергосистемы добились значительных успехов в снижении потребления ТЭР

— для производителей и поставщиков энергосистем, работающих на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Что дает предприятиям участие в конкурсе?

Признание со стороны Департамента по энергоэффективности Госстандарта и ведущих экспертов страны заслуг предприятия в области разработки, производства и применения энергосберегающих изделий, материалов, технологий и систем

Статус «Лидер энергоэффективности» и Знак обладателя премии, которые могут использоваться в рекламно-информационных материалах предприятия.

Организаторы хотят, чтобы продукты-победители, отмеченные знаком «Лидер энергоэффективности», были заметны в торговых точках, в процессе их реализации. Как отметил Владимир Комашко: «…"Лауреатство» победителей конкурса не должно прекращаться с его завершением. Лауреаты должны быть «на слуху». Их должны приводить в пример на профильных семинарах, в средствах массовой информации».

Поэтому оргкомитет старается вовлекать всех победителей к участию в масштабных рекламных кампаниях для популяризации и продвижения продуктов — победителей конкурса. Этому способствует большая деловая программа (семинары, конференции, круглые столы в рамках выставок, тематических форумов и т. д.), а также работа с информационными партнерами — это свыше 25 профильных СМИ, охват которых составляет свыше 2 млн. подписчиков.

Однако, по мнению Андрея Молочко: «Важнейшим стимулом для участия в конкурсе „Лидер энергоэффективности“ для предприятий, является подтверждение на высоком государственном и экспертном уровне заявленных характеристик продуктов, услуг, технологий». Таким образом, конкурс (через продвижение своих победителей, их передового опыта) стремится поддержать самые прогрессивные энергоэффективные начинания по всей стране, вместе с конкурсантами гарантируя их реальную энергоэффективность и рекомендуя к применению.

Кроме того, признание профессиональными экспертами уникальной эффективности представляемого на конкурс продукта, решения или технологии, вручение знака «Лидер энергоэффективности», который получают победители конкурса, - это дополнительные важные конкурентные преимущества на рынке сбыта.

В большинстве номинированных для участия в конкурсе продуктов и технологий заложены конкретные научные идеи, разработки и патенты. Видна хорошая работа с научными институтами и/или собственными — научно-техническими подразделениями. Вместе с тем возможности белорусского научно- инженерного сообщества не используются в полной мере. Понятно, что по большей части это связано с условиями рыночной конкуренции предприятий. Тем не менее, оргкомитет готов в рамках проведения конкурса готовить и вручать победителям вместе с дипломами научно-технические заключения о проектах, содержащие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию продукции.

Всем понятно, что уровень энергопотребления уже в самом скором будущем перейдет в разряд жизненно важных категорий. Энергоэффективность становится важнейшим конкурентным преимуществом для материалов, конструкций, жилых, общественных и промышленных зданий. Все это заставляет потребителей (рядовых граждан, застройщиков) серьезно задумываться о максимально рациональном использовании энергии.

На этом фоне конкурс на достижение премии «Лидер энергоэффективности» приобретает особую актуальность. Это прекрасная возможность продемонстрировать достижения отечественных производителей в области энергосбережения и показать, что сегодня они вполне доступны широкому кругу потребителей, в том числе и по цене.

Не случайно в 2016 году подписано Соглашение о партнерстве. Четыре стороны: Департамент по энергоэффективности Госстандарта Республики Беларусь, РУП «БЕЛТЭИ», РНПУП «Институт энергетики Национальной академии наук Беларуси», центр поддержки предпринимательства «Деловые медиа», — консолидировали свои усилия, чтобы создать эффективный механизм, который поможет в становлении и развитии конкурса.

Александр Патутин отметил: «Конкурс развивается. Он не стоит на месте и предоставляет возможность самым разноплановым энергоэффективным продуктам, решениям, технологиям быть изученным и отмеченным для дальнейшей мультипликации». Он привел статистику по итогам двух лет.

За 2 года в конкурсе приняло участие 48 компаний.

Победителями стало 33 компании (68%).

Отмечено наградами около 40 продуктов.

В числе победителей — промышленные предприятия и компании строительной отрасли разных форм собственности.

Доля продуктов-победителей в 2015—2016 гг.:

— в сфере традиционной энергетики 99 (%)

— в сфере альтернативной энергетики (на основе ВИЭ) — 1(%)

Победители по номинациям:

«Энергоэффективный продукт года» — 27%

«Энергоэффективная технология года (оборудование, системы) — 57%

«Энергоэффективное здание года» — 7%

«Технологии и проекты года на основе возобновляемых источников энергии» (введена в 2016 г.) — 9%

Все более актуальным направлением становится тема энергоэффективного жилищного строительства. Постепенный переход к 100% оплате населением услуг ЖКХ и скорое принятие новых нормативных актов в сфере строительства энергоэффективного жилья — определяют ее особую важность для общества и бизнеса. Сегодня пока мало участников в этом секторе, мало строительных компаний, которые могут похвастаться реальными достижениями и результатами. В этой связи конкурс помог выявить и продемонстрировать последние достижения в сфере энергоэффективного строительства благодаря победителям: КУДП «Управление капитальным строительством г. Могилева», КУПСП «Брестжилстрой» и др.

Конкурс помог рассказать о положительных эффектах глубокой модернизации производств ООО «Институт горной электротехники и автоматизации», ОАО «Глубокский МКК» и т. д.

О том, что проблемы снижения энергоемкости производств и продуктов

являются общими, свидетельствуют победители из совершенно разных сфер реального сектора экономики: металлургии (ОАО «Белорусский металлургический завод-управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания»), строительства (ОАО «БЕЛГИПС»), полимеров (ЗАО «Завод полимерных труб») и т. д.

Передовые зарубежные технологии в рамках конкурса были представлены мировыми брэндами компаний «Грундфос» «Вило Бел», «Schneider Electric Industries S.A.S.»

В современном мире и в Беларуси, в том числе, растет актуальность возобновляемых источников энергии (ВИЭ), усиливается внимание к внедрению технологий, оборудования и проектов с их использованием.

Более 160 проектов с использованием ВИЭ реализуется в нашей стране.

В прошлом году в конкурс была включена специальная номинация по технологиям использования возобновляемых источников энергии. Первая ласточка — это 4 проекта-победителя, которые были реализованы в сфере солнечной энергетики ООО «Агромашдеталь», ООО «Солар Инвест», ООО «СОЛАР ТАЙМ», СООО «Юнайтед Компани».

Изучая и отслеживая опыт победителей конкурса, мы видим, что развитие темы энергоэффективности, двигается в направлении новых разработок:

— по применению IT-технологий;

— созданию программных продуктов, обеспечивающих оптимизацию потребления энергии;

— внедрению проектных решений, обеспечивающих значительное снижение энергоемкости производства, потребления энергии при эксплуатации (оборудования, жилья и др.);

— производству оборудования более высоких классов по энергопотреблению А+);

— по выпуску строительных материалов и конструкций повышенной энергоэффективности (теплоизоляционных свойств);

— по переводу потребителей тепловой энергии на электрическую, в том числе при отоплении жилых и производственных помещений, в связи с перспективой введения белорусской атомной станции и др.

Беларусь в сфере энергоэффективности лидирует среди стран постсоветского пространства, но все-таки еще не достигла уровня передовых европейских государств. Поэтому крайне важно внутри профессиональных сообществ иметь универсальный, открытый, прозрачный общественно-коммуникационный механизм по выявлению и продвижению передового опыта. Конкурс «Лидер энергоэффективности» отвечает этим запросам, он помогает делать эту работу более успешно, с привлечением широкого внимания нашего общества к данной теме.

Читать:
Поделиться: