«Однушки» по 50 кв. м, «трешки» по 90 кв. м — как сегодня продаются квартиры больших площадей?
19.02.2016 21 7356
Карина Комиссарчик, Карина Комиссарчик
Сегодня для многих покупателей недвижимости не интересна цена одного кв. м, их волнует сумма всей сделки. Цена «квадрата» может быть и $ 800, но если площадь однокомнатной квартиры 50 кв. м, а жилого пространства в ней только 18 кв. м, то сегодня такая квартира мало кому нужна. Мы поговорили со специалистами рынка о том, пользуются ли спросом сейчас квартиры больших площадей и какие меры предпринимают застройщики, чтобы активизировать продажи таких объектов.
Все мы понимаем, что при отсутствии кредитов на жилье и экономическом кризисе у людей нет ни денег, ни желания приобретать квартиру с двумя лоджиями, большой прихожей и внушительным санузлом. В такие периоды важно количество жилых комнат и их площадь. Ориентируясь на стоимость сделки, покупатель скорее выберет двухкомнатную квартиру площадью 53 кв. м с небольшой кухней и санузлом, нежели «однушку» в 50 кв. м с огромной прихожей.
В те времена, когда в Беларуси существовали доступные кредиты на жилье под 5% и 16% годовых, люди были готовы покупать квартиры больших площадей, главное — взять кредит. Застройщики, подстраиваясь под возможности и желания покупателей, проектировали и строили новостройки с огромными «трешками» и квартирами-студиями. Кредитов больше нет, а непроданные гиганты остались. Многие компании, возводившие масштабные комплексы, с наступлением кризиса меняли проекты и заканчивали их, строя квартиры меньших площадей. Отдельные девелоперы практически на стадии полной готовности домов стали по мере возможности делать перепланировки в квартирах, превращая «однушки» в двухкомнатные квартиры.
Все остальные долго ждали покупателей, наблюдая, как средняя цена одного кв. м жилья на первичном рынке медленно, но верно падает вниз. В это время другие компании, уловив тенденции, стали предлагать новостройки эконом-класса не только с доступной ценой кв. м, но и с небольшими площадями квартир, что делало покупку жилья вполне доступной для потребителя.
— За год покупатели первичного рынка жилья приняли четкую позицию: цена «квадрата» играет второстепенную роль, сумма сделки — самый важный критерий при выборе квартиры в домах одного класса. В связи с этим, например 40-метровая и 50-метровая однокомнатнные квартиры будут стоить практически одинаково. Стоимость одного кв. м у первой будет выше, у второй — соответственно ниже.
Не все застройщики были готовы принять эту политику, поэтому долгое время цены «квадрата» квартир с большими площадями были такими же, как и на малогабаритное жилье. Теперь же строительные компании поняли, что население стало более требовательным и при этом менее платежеспособным, и сохранять такую ценовую политику означает остаться без покупателя. Пришло осознание, что в нынешней ситуации «однушки» в 50 кв. м — это неликвидное жилье, и чтобы его продать, нужно снижать цену, — рассказала Наталья Пичуха, руководитель «Твоя Столица. Новостройцентр».
Сегодня в Минске есть такая ситуация: две новостройки с одинаковыми качественными характеристиками расположены в одном районе и имеют одинаковую инфраструктуру. Только в одном доме цена «квадрата» в однокомнатной квартире — $ 1100, а во втором — $ 900. Разница лишь в площадях.
— Если говорить о возможности перепланировки квартир больших площадей, во-первых, не во всех домах ее можно сделать. Во-вторых, это дополнительные финансовые вложения для покупателя, в-третьих, планировки таковы, что лишние метры приходятся на коридоры, лоджии, санузлы, а не на просторные комнаты с несколькими окнами. Всё это просто не позволяет что-либо изменить, — объяснила Наталья Пичуха.
— Люди всегда считают деньги, особенно если дело касается глобальных приобретений. Сегодня же население относится к своим сбережениям особенно внимательно. Прагматичность у белорусов в крови, поэтому, когда идет выбор между 50-метровой «однушкой» и 53-метровой «двушкой» с нормальной жилой площадью, очевидно, что выбор падет на второй вариант. Да в такой «двушке» особенно не разгуляешься, в смысле просторных вспомогательных помещений (кухня, санузел или коридор), но для молодой семьи, да еще и с маленьким ребенком жилье будет вполне комфортным, — говорит Анатолий Звездин, заместитель директора агентства недвижимости «Мольнар».
— Если речь идет о молодом человеке без семьи, который еще долго будет жить один, то ему наверно будет интересна как раз 50-метровая «однушка», но сегодня таких покупателей мало и не они определяют массовый спрос.
Компании, которые построили жилые комплексы с квартирами больших площадей, сейчас пытаются их продать, прибегая к разным способам. Первое, на что пошли многие застройщики — это предоставили потенциальным покупателям (дольщикам) возможность рассрочки платежа до пяти лет. Плюс они уменьшили процент первого взноса — от 15%, чего раньше не было. Далее многие компании, пускай и неохотно, для активизации продаж начали снижать цену «квадрата». Отмечу, что все они начинали строить два-три года назад, а то и больше, когда спрос был совсем другим, вспомним хотя бы 2013 год. При этом цены за последний год упали как минимум на 30%. Многие застройщики для реализации своих проектов брали валютные кредиты, сейчас, когда происходит девальвация национальной валюты, это тоже увеличивает затраты застройщиков. Но «безжалостный» рынок диктует свои, не всегда комфортные условия. Снижать стоимость кв. м нужно, так как все остальные инструменты по активизации спроса уже задействованы, при этом мне кажется, что увеличение спроса через кредитование вряд ли возможно. Но это взгляд со стороны, а у компаний, что называется, своя экономика.
В такой ситуации, наверное, разумным шагом было бы внесение корректировок в планировочные решения (там, где это возможно конечно) в еще возводимых домах или только запланированных, чтобы подстроить проекты под реалии рынка, создать то, что будет продаваться, — высказался Анатолий Звездин.