Паркинги пустуют, но застройщикам придется строить еще больше машиномест

09.02.2016 46 6840

Елена Масловская, Елена МАСЛОВСКАЯ

Все застройщики, строящие дома с паркингами, имеют большие проблемы с реализацией машиномест. Если люди еще могут найти деньги на покупку квартиры, то на приобретение места для машины средств у большинства не хватает. Застройщики находятся в безвыходной ситуации. Они не могут вернуть средства, потраченные на строительство парковочных мест. Это только одна сторона медали. Но есть и вторая. По новым нормам, предъявляемым к строительству жилых домов, количество машиномест в паркингах должно увеличиться вдвое. Такое ужесточение правил и вовсе ставит застройщиков в тупик.

— Проблема с парковочными местами не новая, она возникла уже давно, но до сих пор не решена. Количество машин у людей с каждым годом растет. Но по-прежнему никто не задумывается о том, где хранить свои авто. Все хотят иметь машину рядом с домом у своего подъезда, — говорит Сергей Коренько, председатель собрания акционеров СООО «Арэса-Сервис».

При проектировании новых территорий под жилую застройку, а тем более при их уплотнении, для строительства паркингов и стоянок отводятся незначительные площади. Поэтому застройщикам приходится проектировать их под землей.

— Подземное строительство парковочных мест очень дорогое, порой даже дороже квадратного метра самой квартиры. Получается, что по такой высокой цене никто не хочет и не может покупать машиноместа, — уточняет Сергей Коренько.

Где выход?

В кризис, когда сложно продаются даже квартиры, покупка машиноместа в паркинге у людей вообще ушла на второй, а то и на третий, четвертый план. Есть мнение, что в сложной экономической ситуации застройщикам надо существенно снизить цены на парковочные места. Тогда, возможно, они найдут своих покупателей.

Альтернативное мнение — на падающем рынке при покупке квартиры каждый застройщик должен предоставить покупателю машиноместо бесплатно в качестве приятного бонуса. Некоторые предлагают стоимость машиноместа включать в стоимость квартиры. В этом случае место в паркинге будет продаваться одновременно с квартирой.

— Себестоимость строительства парковочного места достаточно высокая и составляет не менее $ 15−20 тыс. Поэтому стоимость машиноместа сложно включить в стоимость квартиры, особенно в условиях, когда жилые помещения реализуются и без того сложно. Сегодня застройщики могут реализовывать машиноместа только себе в убыток по той цене, по которой люди худо-бедно готовы их покупать: в 2−3 раза ниже себестоимости, — добавляет специалист.

Сергей Коренько считает, что для стимулирования покупок подземных парковок необходимо снижать их себестоимость. Но сделать это крайне сложно хотя бы потому, что к их строительству предъявляются повышенные требования по въездам и выездам, пожаротушению, вентиляции, размещению и др. «Если бы все эти и другие требования стали более лояльными, тогда можно было бы больше строить открытых парковок во дворах. Они более дешевые, чем закрытые», — уточняет специалист.

Кроме того, на снижение себестоимости машиномест могла бы повлиять отмена или снижение налога на недвижимость и землю.

— Члены Ассоциации застройщиков объектов жилищного строительства несколько лет назад выступили за отмену НДС при строительстве парковок, и он был отменен. Но до сих пор нет никаких льгот по налогу на недвижимость и землю. Мало того, что человек купил парковочное место или гараж, он еще должен платить налоги, — высказал свою точку зрения Сергей Коренько. — Поэтому первое, что мы предлагали — это минимизировать расходы на содержание парковочных мест и отменить налоги на недвижимость и землю. Тогда машиноместа можно было либо продавать дешевле, либо сдавать в аренду. Эти меры хотя бы в какой-то степени помогли бы решить данную проблему.

Более активно с населением в данном вопросе должна работать ГАИ. Отказ в регистрации автомашин в Минске без наличия парковочного места, применение санкций к водителям за хранение авто в неположенных местах, в том числе дворах — эти и другие меры стимулировали бы покупку парковочных мест.

Парковок придется строить еще больше

С 1 декабря прошлого года поменялись нормативы ТКП по наличию парковочных мест. Теперь каждый застройщик вне зависимости от того, строит он монолитно-каркасный или панельный дом, должен обеспечить 125% машиномест на общее количество квартир. То есть более одного машиноместа на одну квартиру, иначе проект не будет согласован.

С одной стороны, в условиях роста автомобилизации это логично. Уже теперь во многих семьях имеется по две, а то и три машины. С течением времени количество автомобилей будет только расти.

С другой стороны, с введением данного норматива многие застройщики попали в очень щекотливую ситуацию.

Так, например, ООО «Жилстройкомплект» в начале 2015 года приобрело на аукционах три земельных участка на право проектирования и строительства многоквартирных жилых домов в Грушевке. Один лот — два земельных участка площадью 3,7 га — обошелся застройщику в Br80 млрд 300 млн, или по курсу Нацбанка на день проведения аукциона $ 5 млн 349 тыс. Третий участок достался победителю торгов за Br65 млрд, или $ 4 млн 365 тыс.

На тот момент, когда готовилась проектная документация, действовала норма, предусматривающая возможность проектирования и строительства на реконструируемых территориях машиномест в объеме не менее 60% от общего количества квартир в доме. Теперь застройщик вынужден увеличить количество машиномест в два раза — до 125%.

Данное изменение вступило в силу в тот момент, когда документы застройщика находились на рассмотрении в комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома. После года проектирования организация вышла на этап получения согласований проекта с разными организациями, и в первую очередь с ГАИ. Но Госавтоинспекция отказала застройщику согласовать проект, сославшись на принятие нового норматива по обеспеченности машиноместами.

— Мы столкнулись с ситуацией, что градостроительный паспорт объекта формировался исходя из действующих на тот момент норм. Но вступили в действие новые нормы, и сейчас никто не хочет брать на себя ответственность и согласовывать документацию по ранее действующим нормам, — рассказывает Дмитрий Короткевич, заместитель директора по капитальному строительству ООО «Жилстройкомплект». — При этом на участках, приобретенных нами на аукционах, нет даже технической возможности разместить такое количество машиномест. При этом актом выбора нам не дают возможности присоединить к участку дополнительную территорию для проектирования и строительства паркинга с новым нормативом. Все строительство должно вестись только в границах данного земельного участка. Никого не интересует, что на нем невозможно обеспечить новый норматив.

Проблема ООО «Жилстройкомплект» была обсуждена на заседании Ассоциации застройщиков. Затем совместно было подготовлено и направлено в Минстройархитектуры официальное письмо с просьбой разрешить победителю аукциона согласовать документацию по прежним нормам.

Пока сложно предположить, какая судьба ждет застройщика, если он не получит добро на строительство паркинга с 60-процентной обеспеченностью машиноместами. Но он не теряет надежды.

— В случае отказа мы еще раз будем выходить на Мингорисполком и снова обсуждать этот вопрос. Иначе нам придется отказаться от участка, приобретенного на аукционе за большие деньги. К тому же за это время мы уже стали производить снос. Других вариантов решения этой проблемы мы не видим. Нельзя ставить заказчика в безвыходное положение, — уточняет Дмитрий Короткевич.

Конечно, застройщик может получить предложение снизить количество квартир и тем самым выполнить новый норматив. Но в этом случае проект окажется явно убыточным. На данной территории должно быть построено не менее 32 тыс. кв. м жилья.

Строить больше, чем два этажа под землей, тоже не позволяют нормы. Строительство же надземного паркинга ограничивается действующими нормами по размещению объекта от жилого дома.

— ГАИ нам также запретила проектировать и строить автоматизированный паркинг. Более того, практика показывает, что в наших погодных условиях эти объекты быстро выходят из строя. Пока в Беларуси нет ни одного действующего автоматизированного паркинга и, скорее всего, не будет, — говорит заместитель ООО «Жилстройкомплект».

Как разрешится данная ситуация, покажет время. Но уже сегодня понятно одно: застройщикам приходится работать в условиях постоянно меняющегося законодательства, что не идет на пользу никому. Очевидно и другое: покупка участка на аукционе, даже за очень большие деньги, не дает гарантий застройщику реализовать свои законные права.

Выскажите, пожалуйста, свое мнение, как можно разгрузить дворы от машин?

Читать:
Поделиться: