Почему за обещания российского инвестора должны платить белорусы?

16.10.2015 21 7079

Карина Попкова

На прошлой неделе информационный портал «Ежедневник» написал о том, что компания «ИтераБелСтрой» подала в экономический суд Минска заявление о своем банкротстве и отказалась платить за услуги более 200 белорусским компаниям, участвовавшим в строительстве комплекса «Парус». Нам удалось побеседовать с директорами этих компаний.

Согласно расследованию ej.by «ИтераБелСтрой» принадлежит российскому олигарху Игорю Макарову, который планировал реализовать в Беларуси несколько крупных проектов, среди которых жилой комплекс «Парус», а также деловой центр «Минск-Сити». Во все проекты бизнесмен обещал вложить от $ 3 млрд до $ 5 млрд, подписав несколько инвестиционных договоров. После господин Макаров поменял свои планы и начал привлекать кредиты для реализации проектов. В итоге бизнесмен вложил лишь $ 15 млн из обещанной суммы, но и те были взяты в долг под большие проценты у своих же офшорных компаний. В строительство «Паруса», себестоимость которого составила $ 50 млн, по данным подрядчиков, Макаров инвестировал только 6 млн, также взятых в долг у своего офшора. Остальную сумму он планировал снискать у инвесторов, однако из-за кризиса никто не захотел рисковать своими финансами.

Недавно «ИтераБелСтрой» подала заявление в экономический суд Минска о своем банкротстве. При этом 200 подрядчикам, которые работали в ЖК «Парус», она осталась должна крупные суммы денег за оказанные услуги. Отметим, что в имеющейся у нас копии заявления сказано, что у «ИтераБелСтрой» есть активы в размере 239 414 531 257 рублей, за счет которых можно было бы погасить либо кредиторскую задолженность, либо заплатить подрядчикам за выполненные работы.

Журналист портала Realt.by решила выяснить подробности сложившейся ситуации, поговорив с руководителями компаний-подрядчиков, которые работали в ЖК «Парус» по договорам подряда. Выяснилось, что все подрядчики получили копию заявления «ИтераБелСтрой» в экономический суд Минска о признании компании банкротом. Как указано в заявлении, 99,99% «ИтераБелСтрой» принадлежит компании «ОРИО ЛИМИТЕД», которая зарегистрирована 20.04.2007 Регистратором компаний Республики Кипр, и только 0,01% — ИООО «ИТЕРА-БЕЛ», зарегистрированному решением Мингорисполкома от 22.07.2004 г.

В ЖК «Парус» помимо сданного в эксплуатацию объекта планировалось строительство второй очереди на выделенном участке площадью 4 га. На ее подготовку «ИтераБелСтрой» направила $ 3 млн. Согласно инвестдоговору, действующему до конца 2015 года, общая площадь жилья во второй очереди должна была составить 170 тыс. кв. м, которые можно было построить и реализовать, рассчитавшись с долгами.

Интересный момент: еще весной текущего года расчеты с некоторыми подрядчиками проводились своевременно. Планировалось сдать в эксплуатацию паркинг и нарастить продажи, чтобы произвести окончательные расчеты либо рассчитаться недвижимостью. По информации ej.by сразу после сдачи паркинга новое руководство «ИтераБелСтрой» запретило его регистрировать, чтобы субподрядчики не смогли претендовать на машиноместа.

Компании «СТС Климат», которой застройщик должен 5,5 млрд рублей, «Техинжинерсервис» (100 млн рублей), «Чистый берег» (1 млрд рублей), «Новатор-1» (515 млн рублей), Satori Stroy (1 млрд рублей), «Гарант Качества» (12 млрд рублей общий долг, не заплатили 1,1 млрд) и многие другие вовремя выполнили условия договоров, а некоторые даже пошли навстречу и заканчивали проект без финансирования.

Анатолий Региня, директор компании «Новатор-1»:

— Наша компания в ЖК «Парус» устанавливала фибробетонные полы паркинга, а также выполняла отделку офисных помещений третьего этажа. По общему договору подряда за наши услуги «ИтераБелСтрой» должна была нам заплатить 1,3 млрд рублей. На сегодня из общей суммы нам остались должны 515,35 млн рублей, которые, согласно договору, необходимо было выплатить до 20 июня 2014 года. Для подтверждения этой информации у нас есть все соответствующие документы.

Павел Киржик, генеральный директор компании Satori Stroy:

— Мы занимались подготовкой ЖК «Парус» к проведению коммуникаций. Работать мы начали в 2013 году. Сегодня за наши услуги нам должны 1 млрд рублей. Представителями «ИтераБелСтрой» было сказано, что она нам заплатит тогда, когда будет сдана вторая очередь, то есть паркинг. Паркинг сдали, но новое руководство нам так и не заплатило.

Все диалоги по поводу выплат мы вели со старым руководством. Собрание 15 июня 2015 года также проводило старое руководство, а 23 июня 2015 года у компании «ИтераБелСтрой» полностью сменился руководящий состав.

Еще один момент. Мы пытались звонить самому господину Макарову с целью поговорить хотя бы с его помощниками. Мне было сказано, что они в курсе происходящих событий, и что в Минск были направлены сотрудники, которые будут разбираться в ситуации. Контакты этих людей мне не дали и попросили писать письма, сообщили, что их рассмотрят, и господин Макаров лично примет решение.

Николай Забело, главный инженер компании «Гарант Качества»:

— В «Парусе» мы делали общестроительные, отделочные работы и благоустройство. На сегодня «ИтераБелСтрой» должна нам 986,35 млн рублей — эта сумма утверждена в судебном порядке. Еще 141 млн — за работы по восстановлению покрытия газона. По этому долгу мы направили претензию в суд.

В нашей компании 420 сотрудников. Мы работали над «Парусом» 2 года. Эта ситуация просто поставила нас на колени, загнав в серьезные долги и лишив всего того, что мы зарабатывали годами. Когда «ИтераБелСтрой» перестала осуществлять выплаты, мы вынуждены были использовать весь кредит на 6 млрд рублей, чтобы выплатить сотрудникам зарплаты.

Изначально с февраля 2014 года «ИтераБелСтрой» была нам должна 7 млрд рублей. В конце февраля старое руководство компании попросило нас закончить работу на объекте, чтобы у них была возможность его сдать, начать продажи и заплатить нам. Долг вырос до 10 млрд рублей.

После заказчик попросил помочь сдать паркинги, чтобы иметь возможность их продать. Мы помогли, что прибавило к общему долгу еще 2 млрд рублей. К этому моменту оборотные средства, в том числе и кредитные, у нас закончились, а общий долг был равен 12 млрд рублей. Старое руководство компании предоставило нам две квартиры, которые оцениваются в 8 млрд рублей, чтобы иметь возможность отдать их в залог банку и взять кредит. После сдачи паркинга произошла смена руководства заказчика. Процесс погашения долга остановился. В этой ситуации мы вынуждены были обратиться в суд.

Владимир Гайдаренко, технический директор компании «Новатор-1»:

— Во всей этой ситуации ясно одно: нас обманывают. Господин Макаров, зарабатывая свои миллионы, не думает о простых белорусских строителях, которые не получили вовремя зарплату. А у них есть семьи, дети, которых нужно кормить.

С Сергеем Жуком, директором компании «Электропрофит», мы побеседовали по телефону:

— В ЖК «Парус» мы выполняли весь комплекс электромонтажных работ: прокладку кабелей, монтаж светильников, установку электрощитов — все, что касается электричества. Также мы занимались запуском и наладкой мультипаркинга. Договор на оказание услуг с компанией «ИтерБелСтрой» мы заключили в 2012 году. Долгое время никаких вопросов с оплатой не было, однако последние месяцы 2014 года, к моменту окончания наших работ на объекте (31 декабря 2014 года), «ИтераБелСтрой» была должна нам 1,6 млрд рублей (на тот момент $ 160 тыс.). Сегодня это около $ 100 тыс.

Примерно в феврале 2015 года руководство компании-застройщика провело собрание со всеми подрядными организациями, где было сказано, что деньги нам заплатят, когда продажи квартир будут более активными. Мы все подписали договор о переводе долга на заказчика, что якобы даст нам некие гарантии погашения долга. В договоре было сказано, что до 15 июня 2015 года с нами рассчитаются. Никто с нами не рассчитывался. Мы подали в суд, однако заседание много раз переносили, якобы в связи с болезнью судьи, и оно до сих пор не состоялось. Я так понимаю, если суд признает компанию «ИтераБелСтрой» банкротом, то это снимет с нее всю ответственность по выплатам долгов.

Паркинг, который построили вышеупомянутые компании по большому счету бесплатно, до сих пор не зарегистрирован — продавать и закладывать в банк машиноместа нельзя. Возможно, ситуацию с задолженностями можно было решить следующими путями: зарегистрировав и реализовав паркинг, взыскав дебиторскую задолженность, реализовав помещения или освоив ранее выделенный участок в центре Минска. Но новое руководство и собственники компании посчитали, что проще заявить о банкротстве… Дальнейшее слово суду.

Фото: Феликс Сиваков

Читать:
Поделиться: