Паркинги пустуют, дворы заполнены машинами. Что делать?

08.06.2015 14 3842

Карина Попкова

Хоть раз каждому жителю Минска приходилось наблюдать автомобильное безумие во дворах жилых домов, когда машины припаркованы буквально везде, и не то чтобы проехать, пройти свободно нельзя. Проблема с местами для машин обрушилась на столицу не так давно. В один из автомобильных бумов минчане обзавелись «железными конями», но вот о том, где будут их оставлять, не задумались.

Разумеется, государство пытается решить проблему с местами для автомобилей, однако пока попытки тщетны. Коммерческие застройщики, понимая ситуацию, строят подземные или наземные паркинги рядом со своими жилыми комплексами, однако выкупать машиноместа владельцы квартир не спешат, продолжая оставлять свои автомобили в неположенных местах, перегораживая входы в подъезды, загораживая детские площадки и паркуясь на зеленых зонах.

Для подтверждения своих слов мы решили запечатлеть на фото дворы новостроек, где есть пустующие паркинги, а во дворах просто не протолкнуться от автомобилей.

Мы решили обсудить наболевшую тему с Вадимом Тачкиным, директором консультационной компании ViVa Invest, а также с Мариной Хаютиной, начальником отдела продаж строительной компании «Тамбаз».

Вадим Тачкин, директор консультационной компании ViVa Invest:

Проблема с местами постоянного и временного хранения автотранспорта в Минске появилась не сегодня. В последние годы автомобилизация столицы шла опережающими темпами, и городская инфраструктура оказалась не готова принять и разместить такое количество личного автотранспорта граждан. Все мы помним, что в 2009 и 2014 годах в стране случились автомобильные бумы, в результате которых население массово закупило автотранспорт для себя и не только, после чего многие из этих автомобилей появились во дворах жилых домов.

На рынке жилищного строительства доминирующим застройщиком является государство, которое в первую очередь решает проблему нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий и обеспечивает их квадратными метрами по максимально доступным ценам. Естественно, строительство подземных или наземных паркингов для очередников удешевлению жилья не способствует, в связи с чем в список приоритетных задач не входит. Таким образом, мы имеем целые микрорайоны, где на тысячи построенных государством квартир нет ни одного подземного или наземного паркинга, построенного за бюджетные средства. Предоставляя жильё нуждающемуся, к примеру, в Каменной Горке, никто почему-то не учитывает, что у этого очередника может быть хоть и недорогой, но свой автомобиль, который нужно где-то разместить. При этом генпланом строительства данного микрорайона многоуровневые гараж-стоянки предусмотрены, однако до настоящего времени в полном объеме они не построены. Жильцы вынуждены парковать свой автотранспорт на придомовых территориях, не предусматривающих размещение такого количества автомобилей.

Неоднократно со стороны городских властей звучали предложения о вводе дополнительных требований, обязывающих владельца при постановке автотранспорта на учет, предоставить документы, подтверждающие обеспеченность автомобиля постоянным парковочным местом. Хорошая инициатива, которая могла бы реально способствовать строительству плоскостных и многоуровневых гараж-стоянок, так и осталась очередной инициативой без конкретных действий в этом направлении.

Также не нужно забывать о действующих правилах дорожного движения, которые предписывают размещать транспортное средство на стоянку исключительно в разрешенных для этого местах. Если в центральной части нашего города неправильно припаркованный автомобиль рано или поздно привлечёт внимание автоинспектора, то во дворах жилых домов, где попало брошенные автомобили могут находиться недели, месяцы и даже годы.

Во многих странах мира есть практика, когда уполномоченные частные компании, получающие процент от собранных штрафов, устанавливают на колеса автомобилей, которые стоят в неположенном месте или время их парковки истекло, специальные блокираторы, не позволяющие двигаться без уплаты соответствующего штрафа. Что мешает нам перенять этот опыт? Постоянные отговорки о том, что в городе нет достаточного количества мест и поэтому к автомобилистам-нарушителям в жилых зонах относятся лояльно, приводят к тому, что построенные паркинги стоят полупустые, а дворы близлежащих многоэтажек забиты автомобилями. Почему, когда владелец оставляет свой автомобиль под запрещающим знаком недалеко от паркинга или платной стоянки в центре города, он опасается, что его оштрафуют, а во дворе жилого дома с подземной или наземной гараж-стоянкой его это совершенно не беспокоит?

Безнаказанность приводит к формированию у отдельных автолюбителей устойчивого мнения о том, что во дворе своего дома им позволено всё. Именно по этой причине мы периодически наблюдаем вопиющие факты нарушения правил парковки, когда автомобили ставят на детских площадках, местах для инвалидов и просто напротив входа в подъезд жилого дома. Некоторые наши соотечественники таким образом пытаются доказать окружающим, что покупка дорогого автомобиля даёт им право плевать на своих соседей, а заодно и на государство, с его правилами и требованиями. Перевоспитывать таких людей поздно и бессмысленно, и только неотвратимость наказания за содеянное позволит заставить их уважать закон и окружающих.

Теперь о другой стороне этой проблемы. Уже много лет при строительстве большинства коммерческих домов, застройщики обязаны предусматривать подземные гараж-стоянки. Требование это неукоснительно соблюдается, паркинги такие строятся и успешно вводятся в эксплуатацию. Чтобы потом стоять полупустыми и обременять бюджет застройщика расходами на их содержание. Высокие затраты на строительство таких машиномест, а также возможность, пусть и с неудобствами, но бесплатно парковать свои автомобили на придомовой территории, не стимулирует дольщиков к приобретению этих мест в собственность. Число пустующих машиномест в паркингах исчисляется сотнями, если не тысячами. Сложилась парадоксальная ситуация: дворы задыхаются от автомобилей, а рядом построенные паркинги не заполнены даже на половину. Продавать эти места ниже себестоимости застройщики не могут, сдавать их в аренду — нести убытки, связанные с невозможностью окупить в обозримом будущем затраты на их строительство. Почему бы городским властям, в рамках улучшения дорожной обстановки в столице, одновременно с усилением контроля за соблюдением законодательства не разработать специальную государственную кредитную программу, стимулирующую автомобилистов на покупку машиномест в собственность. В рамках этой программы возник бы реальный платежеспособный спрос на парковки и строительство многоуровневых гараж-стоянок перестало быть убыточным. Также вариантом решения проблемы могло бы стать снижение налоговой нагрузки, связанной с содержанием таких парковок, что сделало бы их приобретение и содержание более доступным.

Коммерческие компании свой посильный вклад в решение проблемы парковок уже внесли, машиноместами жильцы новостроек обеспечены. Теперь дело за государством, как и каким образом обязать наших граждан пользоваться тем, что предусмотрено проектом строительства и направлено на то, чтобы дворы наших домов стали зонами безопасного отдыха, а не полем боя автомобилистов и пешеходов.

Марина Хаютина, начальник отдела продаж строительной компании «Тамбаз»:

— Существует ряд причин, из-за которых люди не покупают места в паркингах и продолжают оставлять свои автомобили где придется. Первая и самая очевидная причина — это высокая стоимость парковочного места. Даже с учетом существования различных вариантов оплаты с рассрочкой платежа, часто у людей просто нет на это денег.

Вторая причина — это неликвидность такого объекта недвижимости, как парковочное место. Люди, у которых есть средства на его покупку, не приобретают его, так как не планируют жить в данном жилом комплексе до конца жизни. И если потом продать квартиру можно, то парковочное место — гораздо сложнее.

Третья причина — это чувство безнаказанности. Оставляя свой автомобиль в неположенном месте, человек понимает, что вероятность штрафа слишком мала, чтобы об этом беспокоиться. Сотрудники ГАИ очень не любят приезжать во дворы и штрафовать нерадивых автовладельцев. А даже если штраф и выпишут, то он небольшой. Ведь никто не думает, что если будет пожар, то машина будет мешать проехать пожарным, чтобы спасти людей.

Четвертая причина — бескультурье и лень. Иногда даже когда во дворе есть свободное парковочное место, человек не поставит туда свой автомобиль, так как оно находится в 50-и метрах от подъезда. Он оставит свой автомобиль чуть ли не на крыльце, будет мешать всем, но даже не подумает сделать по-другому. Эти причины приводят к коллапсу на дворовых территориях по всему Минску.

Например, в нашем ЖК «Аркадия» еще есть невыкупленные парковочные места. Мы хотим сдавать их в аренду с почасовой оплатой. Если человеку не выгодно выкупать парковочное место, то он может оставлять свой автомобиль на ночь в паркинге. Пока эта идея еще в разработке, но я надеюсь, мы сможем таким образом решить проблему при условии, что ГАИ будет жёстко следить за выполнением ППД и выписывать штрафы всем нарушителям.

Чтобы решить эту проблему, необходимы меры от городских властей и от ГАИ. Не нужно ничего придумывать, просто нужно наказывать всех и постоянно, тогда будет толк. Во многих странах мира, где уровень автомобилизации очень высок, власти вынуждены прибегать к кардиальным мерам. У нас же проблема на лицо, но пока наши власти не спешат принимать меры.

Вероятно, люди охотнее покупали бы места в паркингах, если бы банки предоставляли на это кредиты под вменяемые проценты. Человек может и хотел бы купить это парковочное место, однако денег на это у него нет, а кредиты сегодня выдаются под слишком высокий процент.

Фото: Феликс Сиваков

Читать:
Поделиться: