В мусорной осаде: минчанам показали полигон отходов «Тростенецкий»
13.03.2015 3 10062
Анна Копричева, Анна Копричева
Минск стал своеобразной меккой для любителей чистоты. Стерильные улицы, похожие на операционные, уже много лет на устах у туристов, которым довелось побывать в белорусской столице. «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят» — гордо заявляют минчане в назидание. Но мусорят наши сограждане довольно активно. Об этом свидетельствуют несколько полигонов, расположенных неподалеку от кольцевой. Уже сейчас рост города ограничен этими свалками. А в будущем у минчан есть все шансы оказаться в мусорной осаде. Алексадр Жуковец, главный инженер предприятия «Экорес», согласился показать горожанам изнанку потребления, которая во всей красе представлена на полигоне бытовых отходов «Тростенецкий».
К полудню возле станции метро «Могилевская» начали собираться минчане, образовывая тесный кружок. Некоторые решили побывать на полигоне в силу выбранной профессии, другие — из личного интереса. Судя по разговорам, подслушанным в толпе, большинство присутствующих убеждены: экокультура горожан застыла на уровне «банановых республик». Тем не менее, поучаствовать в экскурсии на полигон отходов записалось 170 человек, несмотря на то, что мероприятие проходило в разгар рабочего дня.
- Наша инициатива полностью волонтерская, — рассказала координатор экскурсии Инна Панчковская, представляющая общественное объединение «Зеленая сеть». — Предприятие нас принимает бесплатно, с автобусом тоже удалось договориться, и на перспективу мы также ищем себе партнеров. Честно говоря, мы не ожидали, что придет столько людей. Буквально за 8 дней заявку на экскурсию подало 170 человек. Это целые группы студентов профильных и непрофильных специальностей. Очень много молодежи, и это не может не радовать. Я думаю, людям все-таки интересно, что происходит там, за занавесом потребления. Это помогает составить более полную картину мира.
О том, что же все-таки привело минчан на свалку, мы решили спросить непосредственно у участников экскурсии. Мотивы были самые разные:
— Я заканчиваю архитектурно-строительный колледж, и я выбрала себе тему - мусороперерабатывающий завод, — поделилась студентка Анна. — Знаю, что в Минске такие заводы перерабатывают очень маленький процент отходов, в основном все вывозится на полигон. Как молодой специалист и житель города, я заинтересована в том, чтобы увеличить процент переработки до 50%. Я рассматривала многие аналоги заводов за рубежом, хочу собрать с миру по нитке и придумать проект переработки отходов, который удовлетворял бы эту цель. Понимаю, что мой проект может никого не заинтересовать за пределами колледжа, но с чего-то нужно начинать.
Алексей и Юлия пришли сюда сегодня из личного интереса:
— Мне асабiста цiкавы працэсс перапрацоўкi смецця, — рассказывает Юлия. - Мы намагаемся самi сартыраваць тое, што ў нас ёсць дома, але не ведаем падрабязна, што да чаго, што ў нас перапрацоўваюць, што не. Было б цiкава даведацца пра нейкiя такiя тонкасцi.
— Далёка не ўсе вырабы з пластыка ідуць на перапрацоўку, — добавляет Алексей. — Лепей ўсе пабачыць самому, каб зразумець: што збiраць, што не збiраць.
Несколько минут на автобусе — и горожане у ворот полигона. Высокое бетонное ограждение не спасает — мусор разлетается далеко за его пределы. На кустах и деревьях, словно елочные игрушки, развешены потрепанные мусорные «украшения». Утопия самого чистого города Европы заканчивается здесь, у ворот полигона отходов.
Экскурсию проводит Александр Жуковец, главный инженер КУП «Экорес» — предприятия по обращению с отходами. В первую очередь заслушиваем инструктаж по технике безопасности. Участникам строго-настрого запрещается отдаляться от экскурсионной группы и самостоятельно бродить по мусорной свалке. Такое поведение сопряжено с серьезными рисками: побеспокоив мусорную стихию, человек может оказаться под завалами.
Полигон «Тростенецкий» — самый молодой из ныне действующих под Минском. Он существует с 2007 года и имеет площадь более 30 гектар, но уже сейчас разрабатывается проектная документация по расширению этого объекта — на будущее, когда полигон будет забит под завязку. Год от года, количество отходов, производимых городскими жителями, растет, а значит, будут расти и границы свалки. К сожалению, эффект от «желтых контейнеров» по раздельному сбору мусора с годами сходит на «нет».
- С появлением желтых контейнеров в Минске практически ничего не изменилось, — констатирует Александр Жуковец. - В 2007 году мы запустили первую линию переработки отходов. У нас процент раздельного сбора превышал половину. Казалось бы, информации в СМИ становится все больше, количество желтых контейнеров увеличивается, минчане тоже должны становиться сознательнее, но процент раздельного сбора уменьшается с каждым годом. В прошлом году он составил всего 32% против 50-ти с хвостиком, которого мы достигли еще в 2007 году. При этом 70% мусора из желтых контейнеров непригодно для переработки и опять же поступают на полигон. В итоге из всего объема мусора, который минчане произвели за прошлый год, а это 2,5 млн. тонн, отсортировано было только порядка 5%.
Входим на территорию свалки. Над полигоном кружит рой чаек. Неприятный запах нещадно бьет в нос. Горожане закрывают лица шарфами. По лестнице из бетонных плит поднимаемся на вершину мусорной горы, оцениваем ее масштабы. Справа полигон ограничен лесополосой, левая граница вне зоны видимости. Состав мусора довольно однообразный: больше всего здесь захоронено полиэтилена, который мог бы быть отдан на переработку. Вместо этого будет годами разлагаться на свалке.
Помимо захоронения мусора, на «Тростенецком» имеется комплекс по утилизации трупов животных и медицинских отходов — он был введен в эксплуатацию буквально в прошлом году. Два ангара в синих тонах — линия сортировки. Ее тоже установили недавно. Здесь сортировщики вручную отбирают стекло, пластик и бумагу из желтых контейнеров. Параллельно ведется монтаж второй линии сортировки, и когда работы будут завершены, оборудование накроют общим корпусом из металла.
Неподалеку от сортировочной линии — квадратные тюки спрессованного вторсырья: жестяных банок, пластиковых упаковок, бутылок ПЭТ, которым сознательные граждане подарили вторую жизнь.
Один из главных вопросов, которые волнуют горожан — законно ли нахождение бездомных на полигоне?
- По нормативам они здесь находиться не должны, — объясняет Александр Жуковец. - Мы стараемся от них избавиться, выстраиваем высокое ограждение, но они все равно проникают на территорию полигона. Жить они здесь не живут, но не исключено, что работают здесь, отбирают вторсырье и сдают в пункты заготовителя.
Много вопросов экскурсоводу задают по раздельному сбору мусора: горожан интересует, какие отходы не следует бросать в желтый контейнер. Выясняется, что упаковка от яиц, тетрапаки и одноразовая посуда совершенно не годятся для переработки и в итоге десятилетиями гниют на полигоне. Кроме того, утилизация отходов зачастую приносит убытки предприятию «Экорес». Например, переработка шин стоит дороже сырья, которое получается в ее результате.
Пока мы идем по бетонному основанию, на которое складируются отходы, главный инженер предприятия рассказывает, как в 2007 году на еще девственном полигоне «Тростенецкий» был вырыт гигантский котлован на отметку минус 11 метров от уровня земли.
- Под нами 11 метров мусора, над нами - еще около шести. И все это скопилось за 8 лет, хотя далеко не все городские отходы складируются на полигоне «Тростенецкий». Сюда везут мусор только из Партизанского, Ленинского, Заводского и отчасти — Московского районов.
Фото: Павел Садовский