Сколько стоит жилой комплекс построить? И что для этого нужно кроме денег?

23.01.2015 3 28926

Карина Попкова

Мы много пишем о стоимости жилья, коммерческой недвижимости, анализируем и прогнозируем движение цен. Сегодня мы решили выяснить, сколько стоит построить целый жилой комплекс с отселением, созданием необходимых объектов инфраструктуры и прочими обременениями, где взять на это деньги и кто решает, какими будут будущие квартиры?

Раскрыть некоторые аспекты строительного бизнеса согласились в компании Viva Invest. Юрий Жарков, директор ЧРУП «Вива Консалт», на примере строящегося сейчас жилого комплекса «Уютный квартал» вкратце рассказал о процессе.

«Уютный квартал» возводится в уже сформированном микрорайоне Зеленый Луг по улице Кольцова на месте сносимых зданий старого жилищного фонда. В шаговой доступности от строящихся объектов здесь есть вся необходимая для жизни инфраструктура: школы, детские сады, магазины, учреждения здравоохранения.

В комплексе комфорт-класса запланированы семь 25-этажных одноподъездных домов, общественно-бытовое здание, две подземные гараж-стоянки, а также объекты инженерной инфраструктуры. Первый 25-этажный дом застройщик обещает достроить уже в конце 2015 года. Строительство всего комплекса планируется завершить в 2021 году.

Каждая квартира в жилом комплексе обеспечена одним машиноместом. Всего запланировано создать 1223 машиномест, из них 988 — в подземном паркинге.

Теперь мы расскажем, как девелопер пришел именно к такой концепции проекта, в чем были главные сложности и на что было потрачено больше всего ресурсов?

Инвестиционный замысел

— Изначально целью построить жилой комплекс задалась группа компаний Delfin group. Viva Invest вступила в проект собственным управлением реализацией для выполнения функций брокера и консультанта проекта. Так была сформирован первый состав команды проекта.

Сама по себе идея строительства в рассматриваемом случае примечательна тем, что она уже в момент зарождения была обеспечена 20% денежных средств от необходимой суммы первоначальных инвестиций. Имея понимание, что проекту есть на что и с кем стартовать, все последующие этапы доинвестиционной стадии обретали предпринимательский смысл.

Поиск площадки

— В то время, когда мы приступали к поиску площадки для возведения жилого комплекса, еще действовал так называемый заявительный принцип. Городские власти предложили несколько участков, пригодных для жилищного строительства в различных микрорайонах столицы. Нами были предметно оценены два десятка «площадок». Лучшая из них выбиралась по трем критериям. Во-первых, это емкость локального рынка, то есть текущий и потенциальный объем спроса и предложения в рассматриваемом районе. Вторым критерием выступило качество жилой среды, третьим — характеристики и «ресурс» собственно земельного участка. Причем именно в таком порядке по рангу значимости критериев фактически и осуществлялся подбор.

Микрорайон Зеленый Луг был выбран благодаря хорошей экологии, наличию в достаточном количестве и качестве объектов социально-бытовой инфраструктуры, сравнительно низкой конкуренции и, как бы это ни было странно, из-за отсутствия метро. Если в районе нет метро, это значит, что жилая среда не перенасыщена торговыми объектами и сопутствующей инфраструктурой, в том числе, на первых этажах жилых домов, которые своей доступностью общественным транспортом (метро) привлекают транзитный транспорт и жителей других районов города, что негативно сказывается на комфорте проживания.

Проект отселения и решение, что будем строить

— Выбранный для строительства участок площадью около 8 Га был обременен старой малоэтажной застройкой. На отселение без малого 500 семей, которые в них проживали или продолжают жить (процесс отселения еще не завершен) было выделено $ 25 млн. Людям предлагаются квартиры в строящемся объекте, однако мало кто соглашается на недвижимость, которая еще не построена, поэтому застройщиком приобретаются готовые квартиры, эквивалентные сносимому жилью. Проект отселения здесь масштабен: общая площадь предоставляемого жилья взамен сносимого превышает по площади один из семи вновь возводимых домов.

Учитывая высокую долю затрат на отселение в общей стоимости проекта, параметры местоположения, а также необходимую для окупаемости проекта продаваемую площадь комплекса был выбран класс жилой среды — «комфорт». Разумеется, строить жилье эконом-класса выгоднее и проще, однако, только на пустых площадках без серьезных обременений.

Важным критерием подтверждения выбранного класса жилой среды выступил коэффициент обеспеченности парковочными местами, который исключил целесообразность строительства жилья повышенной комфортности, ведь для него необходимо было бы построить как минимум в два раза большее количество парковочных мест, что оказалось бы не рентабельным.

После определения основных параметров будущей застройки и создания предварительной коммерческой концепции наступил момент для определения еще одного ключевого участника команды проекта — проектной организации. Им стала «Творческая мастерская-7». На плечи архитекторов был возложен нелегкий труд по адаптации коммерческой концепции к действующим стандартам и правилам архитектурно-строительной деятельности с соблюдением параметров технического задания, которое является воплощением коммерческой концепции.

Бизнес-планирование

— Когда к данным, уже полученным на доинвестиционной стадии, добавляются генеральный план застройки и архитектурный проект дома-представителя, становится понятно, какие дома, какие типы квартир и какой площади получит жилой комплекс. Предложенная архитектурная концепция подвергается анализу с коммерческой точки зрения. На данном этапе нужно сделать одну простую вещь: объединить в один проект то, что предлагает архитектор с тем, чего желают от проекта заказчик и инвестор. Отработанная в процессе многочисленных переговоров концепция утверждается. При этом все участники команды проекта понимают, что утвержденная концепция не является незыблемой и будет требовать адаптации к изменяющимся условиям рыночной среды.

Для того чтобы свести к минимуму количество будущих корректировок и обезопасить проект от фатальных рисков выполняется сценарный анализ — финальный аккорд бизнес-планирования.

На данном этапе — после появления бизнес-плана — открывается возможность для привлечения в проект институциональных инвесторов. При строительстве первого дома жилого комплекса «Уютный квартал» таким инвестором стал банк.

Создание бренда

— Итак, команда проекта поработала над тем, чтобы создать экономически целесообразный, сбалансированный продукт, востребованность которого обусловлена целым рядом внутренних характеристик. Следующей задачей перед нами стало максимально выразительное и доступное представление проекта потенциальной целевой аудитории.

Вариантов названия комплекса было масса. В процессе долгих обсуждений предпочтение было отдано названию «Уютный квартал». С кварталом все понятно — тут обозначаются большие площади застройки с самодостаточной инфраструктурой. Слово «уют» вызывают у людей приятные ассоциации, так как для дома самое главное — это уютная среда.

Затем необходимо было придумать образ, который бы представлял комплекс. Мы изначально исходили из идеи, что это должно быть что-то одушевленное. Образы людей были исключены сразу. Рассматривали животных. Привлеченные специалисты в области нейминга и брендинга проанализировали целый ряд представителей животного мира по утвержденной критериальной сетке. Каким-то чудом в расчет принималась даже система поиска благоприятной энергетики фэншуй. Главными претендентами красоваться на логотипе, которые прошли тест на профпригодность, стали черепаха и ежик. В конечном итоге было решено, что последний образ подойдет лучше всего.

Новый бренд нам хотелось наделить определенной эмоциональной энергетикой, излучающей позитивность, уверенность, силу и стабильность. Собственно так и появился уникальный в своем роде бренд жилого комплекса «Уютный квартал».

В настоящее время ведется строительство первого жилого дома жилого комплекса.

Только цифры:

— размер земельного участка — 7,94 Га;

— класс вновь создаваемой жилой среды — «комфорт»;

— закрытая внутренняя территория комплекса с элементами ландшафтного дизайна и детскими игровыми и спортивными площадками;

— высота потолков жилых помещений — 2,8 м;

— общая площадь помещений — 101 865 кв. м;

— из них жилая занимает — 95 587,51 кв. м, административные помещения — 6 277, 49 кв. м;

— двухуровневые подземные гараж-стоянки — 988 машиномест, плоскостные наземные парковки — 235 машиномест;

— 7 жилых домов, 1311 квартир;

— ориентировочный объем инвестиций — $ 171 млн, из них $ 25 млн выделено на отселение и снос существующей жилой застройки под новое строительство, $ 136 млн — на строительно-монтажные работы.

Фото — Феликс Сиваков

Realt.by Недвижимость

Читать:
Поделиться: