Борис Школьников: «Не беспокойтесь о судьбе Минска. Город — это живой организм, он вживляет в себя даже диссонансные элементы»

31.10.2014 1 4950

Анна Копричева, Анна Копричева

Судьба минской архитектуры сегодня у вcех на устах: люди негодуют по поводу высотных зданий, которые вытаптывают историческую застройку в центре города, злятся на приезжих за грезы о бесплатном жилье и беспокоятся о том, что будет с Минском в ближайшем будущем, когда здесь не останется свободного клочка земли. Мы поговорили с мэтром белорусской архитектуры Борисом Школьниковым о вещах, которые сейчас беспокоят каждого, и о том, что осталось незамеченным почти никем.

На его счету известнейшие проекты белорусской архитектурной сцены: это и бизнес-центр Royal Plaza — высотное здание на проспекте Победителей, и уникальный комплекс «Каскад» — деловой и жилой миниполис, и другие здания, решенные в современной стилистике, пронизанные светом и воздухом. Одно из таких зданий, построенное по проекту архитектурной студии Бориса Школьникова, — бизнес-центр «Александров Пассаж», где сейчас располагается творческая мастерская белорусского зодчего. Именно здесь мы встретились с Борисом Эммануиловичем и задали ему волнующие нас вопросы.

— Нравится ли Вам то, что сейчас происходит с Минском? Вы разделяете опасения горожан о его судьбе?

— Минск — достаточно комфортный город. Качество архитектуры в центре города, в том числе и советской, которая досталась нам по наследству, я считаю довольно высоким. Минск сомасштабен человеку.

В то же время новые микрорайоны, которые возводятся на периферии, кажутся мне не столь комфортными. Когда мы говорим о комплексности жилой среды, почему-то понимаем под ней минимальный набор детских спортивных площадок и социокультурных объектов, но не учитываем, что само пространство должно быть комфортным. Сегодня, находясь в своем собственном дворе, человек видит абсолютно бездушные стены. И в этой среде он пребывает годами. Строятся дома, вокруг которых — элементарная система благоустройства и инфраструктуры, далеко не всегда решается проблема социального обеспечения, а это всего лишь необходимый минимум. Среда — это не только жизненная необходимость. Среда должна быть удобна для человека, гуманна, должна способствовать развитию человека как личности. Создавать условия для этого развития и вызывать положительные эмоции. Она не должна быть равнодушна к человеку. Об этом сегодня часто забывают.

— Тут, видимо, финансовая составляющая диктует свои условия: инвесторы предпочитают вкладывать в строительство панельных девятиэтажек, ведь это мгновенные деньги. Выходит, что работать над комфортной жилой средой невыгодно с чисто экономической точки зрения.

— Мой опыт показывает, что это не так. Мы разрабатывали проект жилого комплекса «Каскад» — постарались сделать застройку, отличную от типовых микрорайонов. Нашли понимание с инвестором-застройщиком, строителями — ведь без совместных усилий положительного итога не добиться. И результат, который получается, отзывы людей, купивших там квартиры, нас очень радуют.

— «Каскад» — это пример того, как можно создать застройку не элитную, но в то же время комфортную для жизни людей. И при этом получить достойный экономический эффект, хороший выход площадей на квадратный метр отведенного под застройку участка. Это не только наша заслуга. Это совместная заслуга всех участников проекта, и прежде всего заказчиков. Ведь легче всего поставить панельные дома в ряд.

— Но в случае с «Каскадом» застройщику был отведен целый кластер, территория бывшего спецучреждения, там было, где развернуться, была возможность освоить этот участок целиком.

— Но ведь таких территорий в городе очень много! Посмотрите, сколько неэффективно используемых участков, морально и физически устаревших промышленных производств: это и завод «Горизонт», завод им. Кирова, трамвайно-троллейбусный парк — много таких мест. «Каскад» — это пример того, как можно эффективно и экономически целесообразно функционально изменить территорию, не только с выгодой для инвестора, но и придать совершенно другой имидж и новое звучание целому району города. На участке около 15 га создана и развивается совершенно другая жизнь. Реновация территорий актуальна сегодня во всем мире, во всей Европе — предприятия, которые когда-то были градообразующими заводами и фабриками и размещались в центральной части городов, сегодня выносят, а территории застраивают. И в Минске тоже есть такая возможность.

— Однако существует еще один фактор, который заставляет строить в Минске бездушные панельные микрорайоны — это перенаселенность города. Согласно данным «Минскградо», если не ограничивать приток приезжих в столицу, к 2030 году в Минске будет проживать 2,3 млн человек, тогда как по генплану на 2030 год должно быть 2 млн человек. Как вы считаете, это серьезная причина для беспокойства?

— Я не вижу здесь проблем, любая проблема решаема. Город — это живой организм, и как в любом организме, ограничения приводят к поиску иных направлений развития. Город должен расти естественно, сам себя воспроизводить. Но почему мы говорим об отдельно взятом городе? А населенные пункты вокруг? Создание в них достойной инфраструктуры привлечет туда новых жителей, а размещение производств даст толчок развитию экономики, но в то же время и позволит получить дополнительные рабочие кадры для предприятий столицы. Это, в свою очередь, потребует строительства нового жилья. Таким образом, будет происходить распределение прироста населения в Минске и расположенных неподалеку городах. Ведь во всем мире очень ценятся преимущества жизни в малых городах, со своим умеренным темпом жизни, только условия для этого надо создавать достойные.

И знаете, панельные микрорайоны — не единственное решение проблемы перенаселенности. Возьмите тот же «Каскад». Там ведь достаточно плотная застройка. Но когда я там нахожусь, у меня нет ощущения, что я нахожусь в каменном мешке. Так что, все-таки архитектура многое решает. Я замечаю, что люди гораздо охотнее идут в новостройки, обладающие архитектурными качествами, вызывающими интерес, чем в иные, где чувствуется равнодушие и нет «изюминки». Как говорил один мой заказчик: «Хорошая архитектура — это добавленная стоимость».

— А вообще, сколько я себя помню, все время говорят, что в Минске не хватает места, скоро наступит коллапс. Не будет такого! Я не пессимист в этом отношении. На мой взгляд, город способен к саморегуляции.

— Но некоторые последствия перенаселенности мы наблюдаем в городе уже сегодня. Очень часто вспыхивают споры вокруг уплотнения. Что это, если не перенаселенность?

— Знаете, сегодня любая стройка, в любом месте города вызывает негативную реакцию жильцов, которые там уже обосновались. Это абсолютно естественно, потому что человек привык там жить, у него есть свой двор, подчас гаражи или сараи, место, где он выгуливает собаку, и эта ситуация его устраивает. Конечно, любое уплотнение сегодня нарушает некий комфорт жизни давних жителей этого района. Существуют градостроительные критерии, и они не должны нарушаться. Как в одну, так и в другую сторону. Если профессионалы делают градостроительное обоснование нового строительства, то они за него отвечают, включая все аспекты дополнительного развития территории.

Но еще я хочу сказать, что нужно ответственно, серьезно работать с теми людьми, которые живут вблизи этих строек. Им надо объяснять, надо делать их своими союзниками, их мнения надо выслушивать, в конце концов, и приводить ответные аргументы. Это дело застройщиков. Будь это частные девелоперы или городские власти — они должны работать с населением. Ведь против качественного улучшения жизни территории вряд ли кто-то будет возражать.

— Мы поговорили о проблемах спальных районов. Но, согласитесь, в центре они тоже есть. Недостаток парковочных мест, транспортный коллапс, постоянные пробки. Не пора ли покончить с этой сегрегацией Минска на деловой центр и спальные окраины?

— Да, такая проблема существует. Центр города перенасыщен деловыми объектами, и естественно, вынос административных зданий немного дальше от центра решает эту проблему. Во-первых, разгружает город, а во-вторых позволяет достаточно комфортно существовать тем людям, которые там работают. Если есть хорошие подъезды, есть возможность организации парковочных мест, инвесторы относятся к таким проектам достаточно позитивно.

Центр города перегружен. Не хватает трафика, не хватает парковок. Могу привести пример с нашим бизнес-центром Royal Plaza. Там предусмотрена плоскостная парковка на 189 машиномест. Бизнес-центр еще не в полную силу эксплуатируется, а она уже занята автомобилями, ведь рядом находятся существующие офисные здания. Значит, вопрос в организации работы парковки. Целесообразно будет использовать и смежные автостоянки, которые строятся. В то же время надо учитывать, что в настоящее время уже существующие платные парковки пока пустуют.

Но наши клиенты продолжают любить центр города. В Royal Plaza реализованы все площади, а это все-таки кое о чем говорит. Мы старались, чтобы архитектура этого здания была знаковой. Многое зависит от архитектуры. В том числе экономический эффект.

А вот другой проект нашей мастерской, Riviera Plaza — тоже расположен на проспекте Победителей, рядом с «Минск-Ареной». Это не самый центр города, но в то же время место достаточно удачное. Рядом удобный выезд на кольцевую. Мы прикладываем много усилий, с интересом работаем над этим объектом, с желанием сделать интересный проект, максимально комфортный для тех людей, которые будут там работать. Строительство еще далеко от завершения, а проект уже обещает быть успешным.

Читать:
Поделиться: